Наталья Резник
Развитие эмоционального интеллекта как фактор повышения результативности обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие эмоционального интеллекта детей, как фактор повышения результативности обучения».
МАДОУ д/с №40
Воспитатель:Резник Наталья Викторовна, подготовительная группа.
Актуальность : Эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого. Проблема эмоционального интеллекта является актуальной, потому что благодаря эмоциональному развитию, ребенок может регулировать свое поведение и избегать тех поступков,которые мог совершить под влиянием случайных обстоятельств или явлений.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта как фактор повышения результативности обучения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций.
Задачи:
1. Сформировать представления о эмоциях и чувствах.
2. Способствовать осознанию собственных эмоций.
3. Формировать умения понимать эмоции окружающих.
Эмоциональный интеллект- способность различать собственные эмоции и эмоции окружающих; понимать значение эмоции и управлять ими.
Эмоциональное развитие ребенка –одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, как и взрослые должны передавать эмоции,делиться своими переживаниями. Очень важно формировать у детей умение осознанно понимать свои личные эмоции и замечать эмоциональное состояние окружающих.
Для того чтобы справиться с поставленными задачами, я разработала универсальное многофункциональное дидактическое пособие «Коробочка эмоций»,где хранятся дидактические игры на развитие эмоционального интелекта, которые учат распознавать, сравнивать основные эмоциональные состояния как свои так и окружающих. Также в этой «коробочке» живет мышок Смайлик, который всегда веселый и любит играть в различные игры с детьми.
1. Д/ и: «Кубик Настроений»
Цель : Научить детей узнавать и изображать данную эмоцию (Можно с зеркалом).
Например: «Назови эмоцию, которая изображена на кубе,а ребята должны показать её,вырази эмоцию,нарисуй эмоцию, угадай эмоцию, найди на картинке эмоцию и т. д.».
2. Д/ и: «Колобки эмоции»
Цель: Расширить представление об эмоциях,закрепить умения детей из частей составлять целое изображение. Развивать пространственное мышление.
Ход игры: перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением пиктограмм колобков. Предлагаем детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. В качестве усложнения можно собирать картинку «в паре» или на скорость.
3. Д/ и: «Создай эмоцию»
Цель: закреплять знания детей о том, что эмоции человек выражает на лице с помощью мимики (глаза, брови,рот, нос). Уметь их составлять, читать по выражению лица эмоцию.
Ход игры:
Необходимо собрать эмоциональные состояния человека и назвать их.
Данная игра поможет разбудить фантазию и творчество,так же ребенок может создать свой образ героя и поиграть в различные ситуации,выражая свои чувтсва и эмоции.
4. Д/ и: Домино «Эмоции»
Цель: Знакомит детей с разнообразием эмоций. Развивает диалогическую речь ; учит работать в группе; воспитывает терпение.
Это наше старое,доброе домино, где изображены эмоции человека. Домино мы изготавливали вместе с ребятами. Распечатали, вырезали и заламини ровали. Сначала дети подбюрали просто одинаковые картинки, не смотря на то какие эмоции на них. Со временем стали называть эмоцию, сапоставляя эмоции между собой. Игру обычно начинаем с эмоции «Радость-радость». Это одна из любимых игр детей.
5. Д/ и: «Собери настроение»
Цель:Формировать умение распознавать эмоцию другого, передавая ее с помощью рассказа, жестов, мимики. Так же игра направленна на развитие мышления,концентрация внимания.
Ход игры:
В игре необходимо подобрать эмоцию ребенку и придумать рассказ.
На картинках изображены девочка и мальчик, ребенок подставляет пиктограмму с эмоцией и покаывает движением и мимикой состояние ребенка изображенного на картинке.
6. Д/и «Путешествие в мир эмоций»
Цель: развитие эмоционального мира ребенка,активизация умения чувствовать настроение, состояние сопереживать персонажам игры, обучение языку эмоций, определять как выглядят различные эмоции. Совершенствование способности различать основные эмоциональные состояния и определять их по лицам персонажей.
Ход игры:
1. Для игры потребуется кубик и карточки с персонажами сказок.
Ведущий раскладывает карточки на столе лицевой стороной вверх. Каждый игрок, бросает кубик и находит карточку с изображением сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием. Правильно выбранную карточку игрок оставляет у себя, неправильную кладет обратно.
Побеждает тот, кто соберет больше карточек с различными эмоциональными состояниями.
2. Ведущий показывает карточку с изображением эмоции, ребенку надо показать эту эмоцию.
7. Д/и «Моя Эмоция»
Цель: способствовать эмоциональному развитию детей и помогать им понять эмоциональное состояние других людей.
Ход игры: дети составляют портреты (мама,папа, бабушка, дедушка).передвигая глаза и рот,передавая различные эмоции людей : радость,грусть,испуг,удивление,старах,стыд,рассказывая мини рассказ об эмоциях,которую составили.
Для развития эмоционального интеллекта мы делаем постановки в кукольном театре, показываем сказки, а ребята-зрители в конце рассказывают какие эмоции испытывали персонажи сказок. (маша и медведи, курочка Ряба).
Просмотры тематических мультфильмов,которые дают возможность размышлять, сочувствовать,и помогать ребенку взаимодействовать с окружающим миром. (Паровозик из Ромашково,видеть прекрасное, мама для мамантенка,Чучело-мяучело).
Чтение и обсуждение сказок
Сказка всегда ближе всего к детской душе. она заставляет ребенка смеяться, переживать, одним словом чувствовать. Ребенок активно сопереживает своим героям,ставит сябя на их место (Добро почти всегда побеждает,злые силы терпят поражение,герои любят свою Родину и т. д.)
Например сказки :
«Гуси-лебеди»(надо слушаться родителей)
«Репка»(учит быть дружными и трудолюбивыми)
«Маша и медведь» (Предостерегает в лес ходить опасно)
«Теремок», «Зимовье зверей» (Учат дружить) и т. д.
Игровые упражнения
Пятиминутные упражнения, которые всегда проходят весело.
«Что ты испытываешь если увидишь…»( Например: Чтобы ты испытал, если увидел кракодила на улице… Если бы мама купила тебе большое мороженное….Если бы братик заболел…и т. д.).
«Угадай моё настроение…»
«Я счастлив, когда…»
«Словесные подсказки-образы» - «Улыбнись,как…петушок на восходе, как будто ты увидел маму…»
Испугайся, как : «заяц который увидел лису, как котенок,который увыидел злую собаку…
Вы устали как : «Паук, который притащил муху в паутину, как лошадь,которая пробежала большой круг…» и т. д.
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…- (показываем эмоцию радость,грусть, печаль,удивление…замри.
Цель :формировать умение распознавать эмоцию другого,передавая ее с помощью жестов и мимики.
Дети встают в круг и читают слова, далее водящий проверяет правильность показанной эмоции.
В предметно-развивающей среде,мы используем «Уголок настроения».
Уголок настроения
Цель:Развивать умения определения своего актуального состояния, анализоровать, рассказывать о причинах изменения своего настроения.
Приходя утром в детский сад, ребята с помощью зеркала (помогает детям сопоставить свое выражение лица с пиктограммой эмоций) или внутреннего состояния прикрепляют к ромашке, с помощью прищепочек, свое лицо. В течении дня они могут переставлять свою прищепочку на соседние ромашки,в зависимости от того какое на данный момент настроение у ребенка.
Вывод : Благодаря проделанной работе,дети узнали о базовых эмоциях и чувствах человека (радость,страх,злость,грусть,удивление, испуг). И научились распознавать и называть собственные эмоции и эмоции окружающих.