Карцева Алена Геннадьевна
Развитие эмоционального интеллекта детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоционального интеллекта детей 3–4 лет
Внедрение ФГОС ДО определяет необходимость организации в дошкольных учреждениях деятельности, направленной на развитие эмоционального интеллекта. В разделе 2.6. ФГОС ДО «Социально- коммуникативное развитие» отмечена важность развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Во второй младшей группе с детьми от 3 до 4 лет провожу занятия в форме игровых сеансов, направленные на развитие эмоционального интеллекта.
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития.
Основная цель - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный "эмоциональный фонд", с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Задачи - научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; развивать способность ребенка к эмпатии и сопереживанию; формировать позитивное отношение к сверстникам.
Кроме того, в ходе работы дети непосредственно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своими эмоциональным состоянием. Обсуждение и "проживание" ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
На начальном этапе проводится наблюдение так же проективные методы и тест «Распознавание эмоций» (Т. В. Чередников) Для детей 3-7 лет. Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина) (для родителей и воспитателей).
Образец одного игрового занятия.
1. Приветствие. По кругу дети передают друг другу мяч и желают доброе утро.
2. Игровое упражнение «Тренируем эмоции». Совершенствовать навык распознавания эмоций другого человека и выражать собственные эмоции. Попросите ребенка: нахмуриться, как:
- злая волшебница.
Улыбнуться, как:
- как хитрая лиса;
- как радостный ребенок;
Позлись, как:
- как ребенок, которого ударили.
Испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся
в лесу;
- заяц, увидевший волка;
- котенок, на которого лает собака;
3. Игра «Уходи, злость, уходи». Формировать умения самостоятельно преодолевать ситуацию собственного эмоционального дискомфорта : выплескиванию негативных эмоций, формировать навык регуляции эмоционального состояния. Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.
4. Рефлексия. Высказывание детей, кому что понравилось, что было сделать трудно, а что далось легко.
Список литературы:
Запорожец А. В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника : пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
«Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста» Крюкова С. В.