Лариса Калсанова
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник игр предназначен для занятий с детьми 4-8 лет, содержит многофункциональные игры с вариациями, что позволяет создать условия для ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с миром эмоций, способами адекватного выражения своих чувств, развитию навыков рефлексии и саморефлексии, повышению самооценки, формированию положительного образа будущего и выхода из конфликтных ситуаций. В зависимости от возраста детей правила игр могут усложняться. Может быть использован в работе родителя, воспитателя, психолога для занятий с детьми дома, в детском саду и начальной школе.
Публикация «Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2019
ИГРА «ЧУДИКИ»
Задачи:
-развивать у детей творческое воображение и фантазию;
- учить осознавать свои личностные особенности через проигрывание взятой на себя роли;
-учить детей обмениваться информацией, разыгрывая ситуацию прихода в гости.
Описание игры
ИГРА 1 РАССКАЖИ ПРО ЧУДИКА
Игра для детей 3-4 лет. Количество участников от 1 до 8. Взрослый раскладывает перед детьми карточки с нарисованными чудиками, ребенок выбирает себе понравившегося персонажа и придумывает о нем историю или сказку. Ведущий помогает ему с помощью наводящих вопросов.
ИГРА 2 ЧУДИК ИДЕТ В ГОСТИ
Игра для детей 5-6 лет. Количество участников от 2 до 8. Каждый игрок из имеющихся деталей на липучках составляет своего Чудика. Далее Чудики знакомятся приходят в гости, знакомятся, рассказывают о себе. Дети помогают и с помощью вопросов: С кем ты живешь? Что ты любишь кушать? Кто твой друг? Есть ли враг? Что любишь делать? О чем мечтаешь? и т. д.)
ИГРА «КАКАЯ Я ПТИЦА, КАКОЙ Я ЗВЕРЬ…»
Задачи:
- повысить осознание человеком своих сильных и слабых сторон;
- повысить уровень мотивации,
-сформировать позитивное отношение к себе, повысить самооценку;
-развивать у детей творческое воображение и фантазию;
Описание игры
ИГРА 1 НА КОГО Я ПОХОЖ
Для игры подойдут любые наборы карточек с изображениями зверей, птиц и насекомых.
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть карточки с птицами (зверями, насекомыми, разложенные на столе и представить себя в образе этого животного. Выбрать карту, которая символизирует его в данный момент. Объяснить, чем именно эта птица похожа на него (назвать 5 качеств, которые ей присущи).
ИГРА 2 ПОЛЁТ В БУДУЩЕЕ
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть карточки с птицами (зверями, насекомыми, разложенные на столе, и выбрать карту с птицей, в которую хотелось бы превратиться в будущем. Описать своё животное, объяснить, почему выбрано именно оно.
ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»
Задачи:
-познакомиться с названиями чувств;
-учиться распознавать переживания людей в различных жизненных ситуациях;
- развивать мышление, воображение, внимание, память.
Описание игры
В комплекте 5 пар игровых карточек, на которых представлены ситуации и эмоции, которые они вызывают (подарок-восхищение, грязный ребенок - брезгливость, отняли игрушку - обида, расставание на вокзале - грусть, выступление клоуна – радость, фокусник в цирке – удивление, злая собака – испуг, драка – злость, решение задачи – задумчивость, ласка кота – спокойствие).
Количество участников от 2 до 5. Все карточки разложены на столе рубашками вверх. Участники берут себе карточку из стопки и ищут ей пару. Необходимо рассказать о ситуации и назвать подходящее чувство. Побеждает тот, кто составил больше всего правильных пар.
ИГРА «ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ»
Задачи:
-познакомить с основными эмоциями человека и способами их выражения;
- развивать мышление, воображение, внимание, память.
Описание игры
В комплекте 2 игровых поля и 32 карточки с 4 персонажами (мальчик, девочка, кошка, собака, которые выражают одну из 8 эмоций (горе, радость, самодовольство, испуг, злость, удивление, отвращение, обида). Два игрока выкладывают на поле карточки соответственно указанной схеме. По горизонтали должны оказаться персонажи с одинаковым настроением, а вертикальные колонки должны составлять карточки с одним и тем же персонажем. Выиграет тот, кто соберет свое поле первым.
ИГРА «ЛИЦА»
Задачи:
- учить распознавать эмоции по выражению лиц людей;
- учить ребенка составлять лицо человека в разных эмоциональных состояниях;
- развивать мышление, воображение, внимание, память.
Описание игры
В набор входит шаблоны - основания для лица, детали для составления гримас человека, характеризующие эмоции - радость, печаль, злость, страх, удивление и пренебрежение, 6 карточек - образцов для сборки и 2 игральных кубика.
ИГРА 1 МОЗАИКА
Игроков может быть от 1 до 6. Перед ребенком шаблон лица, части лица и 1 карточка с образцом. Ребенок должен назвать эмоциональное состояние на картинке и изобразить эту гримасу на своем лице (можно делать это перед зеркалом). Затем ребенку предлагается собрать из деталей по образцу эту гримасу.
ИГРА 2 СОБЕРИ ЛИЦО
Игроков может быть от 1 до 6. Детали для составления гримас располагаются в доступном для каждого игрока месте. Шаблоны эмоций перемешиваются и переворачиваются картинками вниз. Каждый из игроков берет себе 1 карточку и игроки по очереди кидают 2 кубика сразу. Если на кубиках выпадают части лица соответствующие эмоции на карточке игрока, он выкладывает их на свой шаблон. Затем очередь кидать кубики переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первым выложит на своем шаблоне лица соответствующую гримасу.
ИГРА 3 ЧТО ЧЬЁ
Игроков может быть от 1 до 6. Перед детьми шаблоны лиц. Игроки по очереди кидают кубики с изображениями частей лица. Выигрывает тот, кто быстрее назовет и покажет эмоцию, которой оно соответствует.
ИГРА 4 ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРИК
Игроков может быть от 2 до 4. Водящий показывает шаблоны лиц, а игроки должны угадать эмоцию. Проверяется ответ с помощью фонарика, который высвечивает правильный ответ. Выигрывает тот, кто первым правильно назовет эмоцию.
ИГРА «ИМЕНИННИКИ»
Задачи:
- способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми;
-учить детей говорить комплименты.
Описание игры
В игру можно играть с группой детей (не более 5-6 воспитанников) на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка (его происхождение, что оно означает). Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, про чье имя рассказывают, становится именинником. В его честь пекут торт, а задача остальных детей – украсить его. Каждый украшающий должен сказать комплимент имениннику. Комплимент может быть прямой (хвалится непосредственно сам человек — его прическа, улыбка, внешний вид, поступки) и косвенный (когда восхищаются делами человека, местом, где он играет или занимается и т. д.). В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные) Можно также по очереди рассказать что-то хорошее.
ИГРА «ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ»
Задачи:
-закреплять приобретенный словарь названий эмоций;
-учиться распознавать переживания людей в различных жизненных ситуациях.
Описание игры
Формы работы: индивидуальная, групповая с 5 лет.
Задание: Послушай отрывок из сказки. Какое чувство испытывают герои? Изобрази его с помощью мимики и жестов.
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: «Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился в козленочка …» (грусть, печаль)
Отрывок из сказки «Гуси-лебеди»: «Спрятала печка брата с сестрой, а гуси уже налетели, кружат над ними» (страх).
Отрывок из сказки «Репка»: «Выросла репка большая - пребольшая!» (удовольствие, радость).
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (злость, испуг).
Отрывок сказки «Курочка Ряба»: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут» (печаль, грусть).
Отрывок сказки «Царевна - лягушка»: «Заговорила тут с Иваном-царевичем лягушка…» (удивление)
ИГРА «ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ»
Задачи:
- развить умение выражать чувства словами, расширять эмоциональный словарь;
развить эмпатию, рефлексию;
Описание игры
ИГРА 1 Проводится с детьми с 4 лет и старше индивидуально или подгруппой из 2-8 человек. Ребенок берет из колоды карточку с эмоцией. Он должен назвать чувство, которое испытывает персонаж. Вариант: показать чувство с помощью мимики и жестов. Далее дети отвечают на вопросы: Почему у этого человека такое настроение? (подсказка на карточке вверху). Бывает ли у тебя такое настроение, когда и почему?
ИГРА 2 Проводится с детьми с 5 лет и старше подгруппой из 2-8 человек. Ведущий берет из колоды карточку с эмоцией. Дети должны назвать эмоцию и подобрать к нему синонимы. Выигрывает тот, кто подберёт больше всего названий.
ИГРА «ЛОТО ЧУВСТВ»
Задачи:
-познакомить с основными эмоциями человека и способами их выражения;
- развивать воображение, внимание, память.
Описание игры
Проводится с детьми с 4 лет и подгруппой из 2-6 человек. В комплекте 6 игровых полей с эмоциями людей и 36 карточек к ним. Игроки должны заполнить ячейки своего игрового поля соответственно указанной эмоции. Выиграет тот, кто соберет свое поле первым. Во втором варианте игровое поле необходимо заполнить карточками с эмоциями животных