юлия михеева
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с РДА
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ
Развитие эмоциональной сферы детей с РАС
средствами театрализации.
В процессе роста ребенка с особенностями в развитии происходит изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера развиваться не может. Её необходимо развивать, тем более у детей с РАС, которые способны к агрессии, неадекватному поведению.
Публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с РДА» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Театрализованная деятельность выступает как одно из наиболее ярких средств социализации и реабилитации детей с ОВЗ, потому что помогает ребенку преодолеть неуверенность и скованность. Участвуя в театрализованных постановках, ребенок обогащается эмоционально, переживает состояние своих персонажей, «впитывает» их мысли, способы поведения и разрешения возникающих проблем.
В инклюзивном театре «Лучики», где дети с особенностями в развитии играют спектакли совместно со здоровыми сверстниками. Все специалисты нашего образовательного учреждения (воспитатели, логопед, музыкальные руководители, физ. инструктор) в своих перспективных планах работы отражают тему предполагаемого к постановке спектакля.
И прежде чем перейти к постановке спектаклей, педагогам необходимо научить детей с нарушениями в развитии правильно говорить, выражать свои мысли, выстраивать отношения со всеми сверстниками и при этом чувствовать себя уверенно.
Многие дети с РАС не умеют контролировать свои эмоции. Именно поэтому педагоги используют на занятии упражнения для развития эмоциональной сферы, играют в специальные игры, упражнения, этюды. (cм. Приложение).
Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР часто бывают напряжены, и для снятия у них эмоционального напряжения проводятся этюды на расслабление. Например, «Лисенок боится». Детям рассказывается история про лисенка: «Однажды лисенок гулял со своей мамой по лесу. Он погнался за разноцветной бабочкой. Бабочка улетела. Лисенок оглянулся, чтобы посмотреть, где мама. Он увидел свою маму на другом берегу ручья, но теперь он никак не может решиться войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко». Предлагаю разыграть эту историю. Коллективно решается, кто будет лисенком, мамой-лисой, бабочкой. Ребенок в игровой форме проживает данную ситуацию и это способствует снятию эмоционального напряжения.
Многие дети с нарушениями в развитии не умеют адекватно выражать свои эмоции. Поэтому в нашу программу включены упражнения, обучающие методам саморегуляции. (cм. Приложение).
Для формирования позитивной атмосферы в группе, для развития чувства принадлежности, а также сплочения коллектива используется упражнение, как «Котенок». «Представьте, что мама принесла домой маленького котенка. Он напуган, ведь он первый раз в этой квартире.
- Кто может показать, как двигается котенок? Предлагается разбиться на пары, один из пары будет изображать такого котенка.
- Котята, выходите в центр, покажите, как вам страшно в новом доме.
Во время игры каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком. Подружиться с ним, успокоить его, приласкать и уговорить уснуть на коврике».
Подобные этому упражнения помогают детям быть раскованными, уверенными. Они начинают изображать различных персонажей, легко вживаются в роль, помогают друг другу.
В ходе использования таких упражнений на занятиях дети меняются:
- эмоционально реагируют на события, происходящие в группе; например, поздравляя Эвелину с днем рождения, дети целуют ее, гладят и очень активно проявляю свои положительный эмоции;
- становятся более уверенными в себе, уже не боятся отвечать на вопросы, активно работают и с интересом реагируют на новое;
-легко вступают в контакт с малознакомыми взрослыми.