Ольга Тюхина
Развитие выразительности спортивных и танцевальных движений при организации НОД
▼ Скачать + Заказать документы
03.03.2018
На развитие выразительности спортивных и танцевальных движений ребенка прежде всего влияет восприятие ребенком данного материала. Восприятие - сложный психический процесс. Известный психолог Л. Выготский даё т такое определение: «Это целостное отражение в коре головного мозга предметов и ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств». Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение мозгом ребенка того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса.
Публикация «Развитие выразительности спортивных и танцевальных движений при организации НОД» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Дети дошкольного возраста воспринимают всю информацию одинаково в 3-х модальностях:
- визуальной - «вижу, как делает педагог»;
- аудиалистической - «говорю, повторяю за педагогом»;
- кинестетической - «делаю вместе с педагогом»
Восприятие происходит через зрение, слух, ощущения.
Поэтому следует выделить основные этапы работы по развитию выразительности движений :
В основе первого этапа лежит подражание детей образцу исполнения движений, т. е. моему показу, в процесс е совместной деятельности. Прием "вовлекающий показ" (по С. Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.
Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки, голоса и от того, насколько выразителен, артистичен мой показ как педагога. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей - мимику, тончайшие нюансы исполнения).
В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения, благодаря "вовлекающему показу" дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, с которыми дети справляются в процессе подражания, небезгранична. Необходимо это учитывать. В процессе совместного исполнения важно дать детям возможность ощутить свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняем, закрепляем. Конечно, у всех детей это происходит по-разному. Важно, не искать никаких замечаний, не фиксировать внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений будут освоены.
Время от времени, прекращая показ в процессе совместного исполнения, детям предлагаю исполнять движения самостоятельно. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения. Результатом является правильность, выразительность исполнения упражнений, их самостоятельное выполнение в других игровых ситуациях.
Часто дети придумывают очень выразительные движения, если же помощь необходима, нужно её оказать, но при этом важно не сковывать у детей проявления их самостоятельности.
Развитие выразительности движения проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов:
Принцип доступности.
Заключается в том, что содержание и объём знаний о движении, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми соответствует уровню возрастного и индивидуального развития ребенка.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
Постепенно переходим от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретения навыков, придаёт им уверенность в своик силах и способствует повышению интереса к занятиям.
Принцип наглядности.
Сочетание слухового и зрительного восприятия. Основной приём - это образец исполнения спортивного или танцевального движения. Наглядность в обучении повышает интерес детей к физкультурным занятиям, лёгкости и прочности усвоения материала.
Принцип сознательности, концентричности.
Умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми, и они могут их передать словами. Своей деятельностью способствую
осознанности восприятия спортивного или танцевального движения, передачи движении словесным способом.
Принцип прочности.
Закрепление знаний должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения.
Принцип адаптивности, гибкости.
Эти принципы облегчают планирование работы на ближнюю и дальнюю перспективы, помогают логике усложнения материала, позволяют применять разработанные конспекты вариативно, гибко, творчески.
Принцип интеграции.
Соединение в единое воспитательное пространство воспитателя, музыкального руководителя инструктора по физической культуре.
Использование танцевально – ритмической гимнастики при организации НОД :
Известно, что музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших способностей. Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным, а движение более выразительным.
Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Стало известно, что музыка оказывает влияние на характер восприятия движения.
Таким образом музыка является очень важным фактором, влияющим на развитие у дошкольников выразительности спортивных и танцевальных движений.
На мой взгляд, понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка является важнейшим компонентом педагогического процесса.
В центре процесса должна находиться личность ребенка в воспитательной среде, гарантирующей переход к гуманистической модели педагогических технологий на основе личностно-ориентированного воспитания.
Одной из целей инструктора при организации НОД должно быть психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента».«Акцент» внимания педагога концентрируется не столько на результате, сколько на процессе обучения. Хорошее самочувствие ребёнка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неуклюжим, неловким - основные условия, необходимые для полноценного развития детей.