Елена Барышева
Развитие образности и выразительности речи через игры-драматизации
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие образности и выразительности речи через игры-драматизации
Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Публикация «Развитие образности и выразительности речи через игры-драматизации» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Механическое заучивание слов роли не всегда соответствует пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе маленьким детям игра - драматизация, в которой они могут свободно импровизировать и эмоционально выражать свои чувства после знакомства с художественным произведением.
В начале работы было проведено 2 вида обследования воспитанников:
• Особенности здоровья;
• Изучение индивидуального развития детей по обр. области «Речевое развитие» по методике Ю. А. Афонькиной.
На основании результатов обследования особенностей здоровья и развития воспитанников и анкетирования родителей мы поставили перед собой следующую цель работы.
Способствовать развитию образности и выразительности речи средствами театрализованной деятельности при реализации индивидуально – дифференцированного подхода.
Задачи:
Развивать устойчивый интерес к театру и любовь к художественному слову.
Формировать знания о жанровых особенностях сказки, расширять литературный опыт детей.
Содействовать развитию образности и выразительности речи детей при театрализации сказок.
В соответствии с целью и задачами спланировали следующие этапы работы по развитию выразительности речи в играх драматизации у старших дошкольников:
1. Подготовительный. Цель: знакомство детей с художественными произведениями и анализ (кто персонаж, какие они, последовательность сюжета).
2. Подготовка к театрализованной игре. Цель: закрепить с воспитанниками роли и сюжет игры.
3. Проведение игры. Цель: активизация всех участников игры драматизации.
Перед началом работы, была поставлена задача: создание предметно-развивающей среды. Такой среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка в группе, именно такая среда играет особую роль для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности.
Мы создали естественную комфортабельную рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами. В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные книги со сказками. Подобрали иллюстрации русских художников к русским народным сказкам.
Приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке; а также игры, направленные на развитие связной речи. Замечательны на наш взгляд, “Сказки на липучках”, которые позволили детям рассказывать уже знакомые сказки, дополнять сказку эпизодами придуманными самими детьми, придумывать свои сказки, используя уже знакомых героев сказки. Сделали схемы к сказкам, модели, изображающие героев сказок. Используя их, дети могут легко рассказать сказку или, группируя их по своему усмотрению, придумать новую сказку. Также в группе в мини центре художественно – эстетического развития детей есть уголок театрализованной деятельности.
На первом подготовительном этапе ознакомления детей со сказками задачей стала активизация известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение средств выразительности сказки, сюжета, персонажей.
На данном этапе мы ввели детей в мир сказки. Выбор текста произведения зависит от особенностей развития детей. Для детей с более низким уровнем развития тексты берутся простые, «Колобок», для среднего – более сложные «Заюшкина избушка», для высокого еще сложнее «Иван Царевич и серый волк». Мы рассказали детям о происхождении сказки. Слушали сказки в исполнении мастеров художественного слова в грамзаписи. Рассказывая детям сказку, мы объясняли непонятные слова. После рассказывания сказки мы обязательно беседовали с детьми по сказке.
Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки, старались выявить образные слова и выражения в сказке. Использовали информационно – компьютерные технологии при данной работе.
На втором этапе подготовке к игре драматизации мы рассказали детям, что в сказке есть зачин (начало) сказки, своеобразная концовка. При анализе построения сказочного сюжета мы учили выделять последовательность развития сказки. Когда дети запомнили сказку, выделили причинно - следственные связи сюжета, персонажей, стали пересказывать сказки мы перешли к работе над выразительностью речи и движений, закрепляли знание сказки детьми.
Использовали следующие приемы: рассказывание сказки по очереди, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами.
Играли в игру «От каждого по словечку». Для обучения детей средствам речевой выразительности использовали такие упражнения. Например, предложили детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси». Или привлекли внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово). Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и д. р.) и способами их невербального и вербального выражения. Решению этой задачи способствуют задания типа «разные настроения» (по карточкам – пиктограммам, чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния. Мы предлагаем детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой.
Особое внимание детей обращалось на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. В дальнейшем наблюдения за поведением детей на НОД и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь.
Целью третьего этапа является активизация всех участников игры- драматизации.
Участие в инсценировках давало возможность детям перевоплощаться в различные образы и побуждало говорить свободно и выразительно, действовать в присутствии зрителей. Это вызывало у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.
Распределяя роли в игре-драматизации, учитывали возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества).
Параллельно с работой с детьми по развитию выразительности речи в играх драматизациях, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
При помощи разнообразных форм работы мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Родители активнее включаются в процесс ознакомления с русской народной сказкой, во взаимодействие с собственным ребёнком, развитие его речи и воспитание.
Для анализа нашей работы было проведено итоговое обследование, которое позволило сделать следующие выводы: развитию речи детей, её образности, способствуют игры-драматизации при реализации индивидуально – дифференцированного подхода. Она является важнейшим источником развития выразительной детской речи.