Любовь Наговицына
Формирование средств выразительности мимики, жестов, движений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование средств выразительности мимики, жестов, движений
Муниципальное казенное учреждение «Социально - Реабилитационный Центр для Несовершеннолетних»
ПРОГРАММА
«Формирование средств выразительности мимики, жестов, движений»
Дошкольный возраст
По разработке О. И. Лазаренко, Е. Б. Спорышева
Подготовила: Наговицына Л. М.
Ижевск 2012
Пояснительная записка
Дети прибывшие в социально-реабилитационный центр поступают в большинстве случаев замкнутыми, отстраненными, либо агрессивными. Каждый ребенок имеет мышечное и внутреннее напряжение.
Публикация «Формирование средств выразительности мимики, жестов, движений» размещена в разделах
Поэтому задача воспитателя - снять у детей это напряжение, а этому способствуют упражнения средств выразительности.
Начинаются упражнения с элементарных заданий. Постепенно, по мере овладения контролем над мимическими мышцами, дети учатся выражать различные эмоции посредством мимики, жестов и движений. Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, создает и поддерживает положительный эмоциональный настрой.
Цель:
1) Формировать у детей умения и навыки через внешнюю технику (например, улыбку).
2) Создавать внутренний эмоциональный положительный настрой;
3) Овладение элементами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения, эмоционального раскрепощения;
Задачи:
• Развивать речевую эмоциональность;
• Развивитие и совершенствование основных психологических процессов: внимания, памяти. способности к переключению;
• Воспитывать волевую саморегуляцию;
• Формирование о схеме собственного тела;
• Знакомство с разным качеством движений (быстрые – медленные, мягкие – жесткие, тяжелые – легкие, сильные – слабые и др.)
• Овладение выразительными движениями и формирование положительного образа своего тела в движении;
• Овладение разными способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика и др.);
• Работа с воображаемыми предметами;
Форма работы
• Игровое действие с одним ребенком или группой.
Методы и приемы
• Игровой, словесный, наглядный;
• Показ действия, побуждение;
• Выполнение;
• Похвала;
• Поощрение;
Прогнозируемый результат
При выолнении упражнений средств выразительности мимики, жестов и движений у детей снимутся внутреннее напряжение, напряжение в речедвигательном аппарате, возникнет внутренний положительный настрой. Овладеют элементами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения, эмоционального раскрепощения;
Техническое обеспечение
Графические изображения;
Фотографии;
Репродукции;
Музыкальное сопровождение;
Список литературы
1. Лазаренко О. И., Спорышева Е. Б. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи. – М, : Айрис-пресс, 2007.
2. Чистякова М. И. Психогимнастика. М, : Просвещение, 1995.
3. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы у детей. М., 1993.
4. Цвинтарный В. В. Играем пальчиками. СПб., 1996.
5. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Досуг и занятия в группе. М., 2004.
6. Метиева Л. А., Э. Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы у детей. М. : Просвещение 2009.
Упражнения
• В процессе выполнения задания необходимо побуждать детей
к развернутому описанию демонстрируемых педагогом эмоциональных состояний человека:
- Вот так вы радуетесь.
- Вы грустите, сердитесь.
- Сейчас вы удивились?
- Давайте вместе попробуем задуматься (погрустить, обрадоваться).
- Молодцы! Хорошо!
• Дети стоят на ковре. Педагог предлагает им изобразить, как ходит
по двору красивый петушок: он остановился, огляделся, нахмурился – цыплята далеко ушли; испугался – собака зашла во двор; успокоился и опять важно прогуливается по двору.
• Педагог предлагает детям изобразить, как ходит большой слон:
- Слон остановился. Посмотрел кругом, увидел, что на на ветках висят бананы, - обрадовался. Увидел: обезьяны прыгают с ветки на ветку – улыбнулся им. Вдруг он увидел в воде крокодила – посмотрел строго на крокодила. Пошел слон домой, а дома его ждет слоненок. Слон лаского улыбнулся ему.
• Педагог предлагает детям представить, что они гуляют по осеннему парку.
- Посмотрите, какие красивые разноцветные листья! Полюбуйтесь ими. Давайте соберем красивый букет из листьев. Какой красивый букет! Вдруг тучка набежала, нахмурилась погода, и мы нахмурились. Мы не хотим дождя.
Опять солнышко показалось. Мы подарим букет маме. Она улыбнется – и мы улыбнемся.
• Педагог предлагает детям вообразить, что они пришли в зоопарк.
- Сейчас мы подойдем к обезьянам. Обезьяны улыбаются – и мы им улыбнемся. Они машут лапами – и мы помашем руками. Обезьяны нахмурились – и мы нахмурились. Они попрыгали – и мы попрыгаем. А теперь улыбнемся друг другу и вернемся в группу.
• Педагог предлагает детям вообразить, что они стали мышками.
- Мышки идут тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, и пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – побежали в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнемся друг другу.
• Педагог предлагает вообразить, что – они разноцветные шары.
Педагог делает движения ладонью, как будто играет в мяч; дети подпрыгивают в такт движения педагога. Упражнение повторяется 2-3 раза. Затем педагог говорит, что все мячи укатились. Дети свободно бегают по ковру. Педагог предлагает им остановиться и улыбнуться друг другу.
• Педагог предлагает детям представить, что они художники, взяли кисти и начали рисовать.
- Посмотрите, какие красивые картины у вас получились! Полюбуйтесь ими! А теперь улыбнитесь друг другу.
• Педагог предлагает вообразить, что они медвежата.
- Идут медвежата по лесу, переваливаясь. Увидели пчелинные улья – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.
• Педагог предлагает детям вообразить, что они превратились в снежинки.
- Снежинки кружатся, взлетают, падают. Ветер подул – снежинки полетели, закружились, затем собрались в сугроб и остановились. Улыбнулись друг другу.
• Педагог предлагает стать волшебниками и могут заглянуть в любую сказку. Дети тихонько передвигаются по комнате.
- Посмотрим, куда мы попали. Видите, как все дружно тянут репку, поможем им, улыбнемся им.
Пойдем в другую сказку. Вот Красная Шапочка встретилась с Волком. Испугались за нее, погрозили Волку пальчиком. Но мы знаем, что все кончится хорошо.
Посмотрим вот сюда. Как страшно! Баба Яга в ступе пролетела – мы испугались, замахали руками.
Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу.
• Педагог предлагает детям, что они стали музыкантами. Музыканты играют на пианино, скрипке, барабане, трубе.
- Представьте себе, что звучит грустная мелодия. Как мы пойдем под эту мелодию? А сейчас заиграла веселая музыка – мы улыбаемся друг другу и шагаем совсем по-другому.
• Педагог предлагает вообразить, что они оказались в комнате.
где спит мама.
- Дети идут по комнате тихо-тихо – мама заснула. Улыбнулись маме! Вдруг на улице громко залаяла собака. Нахмурились, погрозили пальчиком – не лай, собачка, мама спит. Ходим тихо по комнате, не шумим. Мама проснулась – улыбнулись маме! Улыбнулись друг другу.
• Педагог предлагает детям воообразить, что их пригласили на
день рождения. Все становятся в круг, водят хоровод, показывают, какой они испекли пирог: высокий, большой и вкусный. Все улыбаются друг другу, всем весело.
• Педагог предлагает детям вообразить, что они стали космонавтами.
- Космонавтам предстоит полет на космическом корабле. Мы в скафандрах, передвигаться на них по земле тяжело.
Космонавты прщаются с Землей – машут всем рукой. Полетели – немного страшно. Прилетели на Луну. Как интересно! Мы удивляемся. На Луне легко прыгаем с камня на камень. Все рассмотрели, изучили, захотели домой. Вернулись на Землю. Улыбнулись друг другу!
• Педагог предлагает детям воообразить, что они поднимаются с
санками на горку.
- Подниматься вам трудно. Но вот вы на горке. Помахали рукой: вот куда мы забрались! А теперь покатились с горки. Вот как весело! Улыбнулись друг другу!
• Педагог предлагает детям вообразить, что у них на руках
пушистый маленький котенок, погладить его, послушать как он мурлычет.
- Теперь поиграем с котенком. На ниточке у нас бантик, котенок бежит за бантиком, тянется за ним, подпрыгивает. А мы ниточку то поднимаем, то опускаем. Весело играть с котенком! Улыбнитесь друг другу!
• Педагог предлагает детям вообразить, что выпал пушистый снег.
- Мы вышли на улицу поиграть в снежки. Слепили снежок, бросили его подальше, потом еще снежок, еще. Теперь погреем руки, подышем на них. У нас и ноги замерзли – постучим одноу ногой о другую. Вернулись в группу. Улыбнулись друг другу!
• Педагог предлагает вообразить, что дети попали в сказку и
стали хитрыми лисами.
- Лиса ходит, мягко ступая, не спешит, она хитро улыбается., любуется собой. Но вот она придумала зайчика выгнать из избушки, стала сердитой. Когда пришел петушок – испугалась.
Но вы же знаете, что сказка закончилась для зайчика хорошо. Улыбнитесь друг другу!
• Педагог предлагает детям вообразить, что у них в руках
волшебная палочка. Взмахнет палочкой – дети начнут плясать и играть; взмахнет еще раз – дети застывают на месте. Педагог предлагает детям следить за палочкой, быть внимательными. Улыбнулись друг другу!
• Педагог предлагает детям вообразить, что попали в сказку и
стали добрыми зайчиками.
- Зайчик скачет, легко подпрыгивает, радуется хорошей погоде, улыбается птичкам, зверюшкам. Но лиса обманула его – зайчик расстроился, заплакал, ищет помощи. Скачет не так весело, загрустил зайчик.
Встретил петушка, приободрился. Выгнали лису – обрадовался. Сказка закончилась для зайчика хорошо. Улыбнитесь друг другу!
• Педагог предлагает детям вообразить, что у них потерялась любимая игрушка.
- Вы ходите по комнате, заглядываете в каждый уголок. Лица у вас грустные, озабоченные, расстроенные – чуть не плачете. Остановились. Задумались. Опять начали поиски. Нашли игрушку – обрадовались. Улыбнулись друг другу!
• Педагог предлагает детям вообразить, что у них в руках фотоаппараты и все они стали фотографами.
- Фотографы находят интересные сюжеты и фотографируют их. Какой красивый пейзаж! Сосредоточтесь, посмотрите в видоискатель, щелкните! Опять видим что-то интересное. Фотографируем котенка, маму, всех родных. А теперь – друг друга. Улыбнулись друг другу!
• Педагог предлагает детям вообразить, что они добрые волшебники. У них в руках волшебные палочки.
- Лица у вас добрые, движения свободные, мягкие, воздушные. Вы ходите по группе, и все, к чему прикасаетесь, расцветает, оживает, преображается. Волшебники красиво одеты, радуются жизни. Как красиво стало вокруг. Улыбнемся друг другу!
• Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает,
кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д.
Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении,
при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.
• «Пешеходы идут»
Дети изображают людей разного возраста с разными походками: старушка ведет собачку на поводке, ученик опаздывает в школу, старичок идет с палочкой, мама ведет за руку малыша, шагают военные и др.
• «Выразительные движения»
- Поднять тяжелый чемодан: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз;
- брть в руки поочередно то холодный, то очень горячий предмет: резко отдергивать протянутую руку;
- нести в руках легкий пакет;
- показать движениями, что на улице жарко и др.
• «Иголка и нитка»
Один ребенок (иголка) бегает, меняет направление движения, темп; остальные дети (нитка) повторяют все его движения.
• «Назойливая муха»
Воображаемая муха летает – следим, села на нос – сморщились, сдуваем, махнули рукой, нахмурились и тд.
P.S : Игры могут постоянно пополняться.