Людмила Сеничева
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка в гости к нам спешит»
Группа, возраст : старшая, 5-6 лет
Тема: «Сказка в гости к нам спешит»
Форма организации: занятие
Оборудование: елка, украшенная игрушками, изготовленными своими руками, мультимедийный проектор, экран, компьютер, иллюстрации из книги Елены Ракитиной «Приключения новогодних игрушек», игра «Угадай-ка», стол для работы с песком, пластиковые трубочки, «Волшебный сундучок», новогодние открытки, телефон, колонка, конверт с заданиями.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Сказка в гости к нам спешит“» размещена в разделах
Предварительная работа: проектная деятельность «Украсим нашу ёлочку 2025 игрушками, сделанными своими руками в кругу семьи»; чтение художественной литературы: «Приключения новогодних игрушек», «Страна новогодних игрушек» Елены Ракитиной; развивающие игры «Ассоциации», «Сочиняй-ка», «Цепочки слов»; подвижная игра «Фонарики», «Укрась елочку»; рисование «Наша елка хороша».
Цель: формировать у детей представления о новом годе как веселом и добром семейном празднике, наполняющим жизнь чудесами.
Задачи:
- обогащать представления детей о праздничной культуре: символы праздника, традиции;
- стимулировать интерес к художественной литературе через знакомство с новыми авторами;
- создавать эмоционально-положительный настрой у детей для развития умений, навыков и применения их в новых условиях и самостоятельной деятельности;
- развивать речь детей, обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать игровую деятельность детей;
- развивать творческое воображение, мышление, память, внимание, восприятие через различные игровые приемы и упражнения;
- воспитывать желание работать вместе, помогать друг другу.
Содержание занятия.
Подготовительный этап (Сообщение темы. Проблемная ситуация. Мотивация деятельности. Постановка цели.)
Ребята, проходите, пожалуйста, в зал, он сегодня необыкновенно красивый, волшебный, и гости у нас, давайте мы их поприветствуем. А елка посмотрите, какая нарядная. Волшебный фонарик показал нам путь в настоящую сказку, а она приходит только к тем, кто в нее верит. (Дети входят в зал, видят ёлку, украшенную игрушками, которые они сделали дома вместе с родителями. Дети приветствуют гостей.)
Подойдем к нашей ёлочке поближе, тихонько, чтобы сказку не спугнуть. Посмотрите, какие красивые игрушки на нашей елке. Вы узнаете их? Да, это игрушки, которые вы сделали вместе со своими родителями, все они разные, со своей историей. (Дети подходят к елке, рассматривают игрушки.)
А это что за табличка с числом 14? ( Ответы детей: столько дней осталось до нового года.)
Правильно, ребята, до новогоднего праздника осталось всего 14 дней.
А вы помните, кто и где каждый день менял такую табличку? Правильно, продавец в магазине игрушек, чтобы все покупатели не забывали, что скоро наступит время чудес. (Продавщица в магазине новогодних игрушек.
Новый год – это чудесный праздник, который мы с нетерпением ждем и готовимся к нему. Как? (Делаем игрушки, пишем письмо Деду Морозу, готовим подарки, ставим елку, украшаем квартиру.)
Правильно, ребята, мы все это делаем, чтобы создать новогоднее настроение.
Посмотрите, под нашей елочкой что-то есть. Что это? (Сундучок.)
Сундучок не простой, а волшебный. А что же внутри? Откроем? (Да)
Клубок. Он ведь у нас тоже волшебный. Пусть волшебный клубок сыграет с нами в игру «Закончи предложение», поможет представить, чем для каждого из нас является Новый год («Новый год – это …») (Дети играют в игру «Закончи предложение».)
Как здорово, ребята, что вы столько прекрасного ждете от Нового года.
Ребята, когда мы с вами поднимались в зал, мне пришло голосовое сообщение на телефон, номер незнакомый, давайте послушаем: «Здравствуйте, меня зовут Павлик, мне очень нужна ваша помощь. Злюка похитила все наши новогодние игрушки, и мы не можем украсить елку, нам очень дороги эти игрушки. Злюка сказала, что отдаст их, если я выполню все задания и отвечу на ее вопросы, но я не могу это сделать, потому что не читал книгу про приключения новогодних игрушек. Я слышал от своих друзей, что вы ее прочитали. Помогите мне, пожалуйста. Я отправил вам конверт с заданиями. Он лежит под елкой в вашем зале». (Дети слушают сообщение
Ребята, поможем? Ведь Павлику очень дороги эти игрушки. Как вы думаете, почему? Правильно, эти игрушки хранят память о многих счастливых моментах. Нужно обязательно помочь Павлику выполнить все задания Злюки, чтобы она вернула игрушки. У нас совсем мало времени осталось до конца занятия, надо торопиться. Открываем конверт. Злюка, наверное, очень сильно разозлилась, вот сколько ошибок в письме сделала, не хочет, чтобы Новый год получился веселым у Павлика. (Да, конечно. Да, с каждой из них связана какая-то история, они сделаны своими руками, их очень любят родители Павлика и он сам. Без них Новый год не будет таким радостным, как всегда.)
Основной этап.
Итак, первое задание: «Отгадайте, в какой предмет я превратила новогоднюю игрушку?»
(Дети предполагают, кто или что это может быть.)
Я, кажется, поняла – это же игра «Чудесный мешочек». Вы достаете предмет, называете его и определяете, какую игрушку Злюка в него превратила. Начинаем игру. (Дети играют в «Чудесный мешочек».)
Замечательно, мы справились с этим заданием. Идем дальше, читаем следующее: «Опишите игрушку одним словом, чтобы было понятно, про какую именно идет речь». Вы берете по очереди карточку с изображением игрушки и отвечаете на вопрос, «какая она?» или «какой он?» ( На столе лежат карточки с изображением игрушек: клоун, зеленый шарик, сосулька, гирлянда, картонный домик, матрешка, пластилиновый ослик, попугай.) (Дети играют в игру «Опиши игрушку одним словом»)
Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.
Следующее задание: «Отыщите иллюстрацию из книги «Приключения новогодних игрушек» в снежном сугробе, расскажите, кто на ней изображен». Ребята, посмотрите, а вот и снежный сугроб. Давайте возьмем трубочки (двух цветов, подуем в них, чтобы сугроб расчистить. Дуть будем по очереди: сначала дуют те, у кого трубочки синего цвета, а потом те дети, у кого трубочки зеленого цвета. Делаем вдох через нос и не счет три дуем вместе в трубки. Кто по показавшемуся фрагменту догадается, что изображено на иллюстрации, поднимает руку и рассказывает. (Дети подходят к столу для работы с песком, берут трубочки и по очереди сдувают белые конфети со спрятанной картинки. Кто узнаёт иллюстрацию, описывает ее.)
Кто изображен? Почему она грустит? А что же произошло на самом деле? (Фея подумала, что она не смогла исполнить желания игрушек на новогоднем балу.)
Да, все игрушки загадали желание феи, ведь хранительницы волшебных палочек не могли загадывать и исполнять свои желания. А игрушки отказались от единственного своего желания и загадали все ее желание. И чудо произошло, оно исполнилось. Как же это было приятно игрушкам.
Со снежным сугробом справились, читаем следующее: «Покажите мне веселую Новогоднюю игру, чтобы у меня настроение улучшилось». Ребята, давайте мы покажем Злюке игру, в которую мы обычно играем с Дедом Морозом на празднике: «Фонарики». Выходите к елке. Начинаем. (Дети играют в подвижную игру с ускорением под музыку «Фонарики».)
Молодцы! Теперь Злюка точно станет добрее и вернет игрушки Павлику. Но у нас еще два задания. Читаем следующее: «Вы, ребятишки, любите все время спрашивать, почему да почему. Вот теперь сами отвечайте почему?» Ой, сколько вопросов задает Злюка. Справимся? (Дети соглашаются.)
Почему мама Павлика любила красный шарик?
Почему ослик иногда грустил? (Почему ослик не хотел, чтобы Павлик становился взрослым)
Почему ослика не считали новогодней игрушкой?
Почему фея боялась пыли?
Почему елка стала растрёпанная и некрасивая?
Почему плакали кошки Люша и Нюша?
Почему все любили слушать сказки пластилинового ослика?
Почему дождик все время путался?
Ну, вроде со всеми «почему» справились.
(Дети дают свои варианты ответов)
Что же дальше нужно сделать? Читаем последнее задание: «Если вы выполнили все задания, подойдите к доске, на ней должна появиться елка, украсьте её игрушками».
Давайте попробуем, ребята, включить нашу волшебную доску, взять волшебную палочку и украсить елочку. (На экране появляется елка, а вокруг нее игрушки.) (Дети при помощи стилуса украшают елочку игрушками.)
Какая нарядная елка получилась! Мы помогли Павлику победить Злюку, вернуть игрушки, такие дорогие для него и всей его семьи. Так что всех нас ждет веселый волшебный праздник Новый год.
Главное, верить в волшебство и чудеса, ведь они таятся везде: в детских воспоминаниях, пушистом снеге, новогодних игрушках, аромате елки и мандаринов, в самом празднике!
Заключительный этап. Саморефлексия.
Ребята, вы довольны, что помогли Павлику? Трудно было справиться с заданиями Злюки? (Дети отвечают на вопросы)
Теперь у Павлика снова будет нарядная елка и хорошее настроение. А посмотрите, какая красивая елка у нас. А помните под елкой мы нашли волшебный сундучок, давайте заглянем в него. Смотрите, тут есть новогодние открытки, давайте их подарим нашим гостям. Ведь дарить подарки еще приятнее, чем получать.
А тут осталась одна новогодняя игрушка.
Какая? (Санки)
Давайте ее отправим Павлику, пусть он украсит ею елку и вспоминает о нас. Ну, а нас впереди ждут новые приключения, потому что Новый год – это время чудес!