Ольга Лошакова
Развитие воли у детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие воли у детей раннего возраста.
План:
1. Развитие воли у детей раннего возраста.
2. Изучение волевых действий (ранний возраст).
I ситуация: ребёнок должен достать игрушку, стоящую от него на некотором расстоянии.
II ситуация: ребёнок должен взять игрушку, которая не сдвигается с места (незаметно удерживается воспитателем).
Публикация «Развитие воли у детей раннего возраста,» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
III ситуация: ребёнок должен достать игрушку из – под скатерти, концы которой придерживаются, т. е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти.
IV ситуация: ребёнку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой.
V ситуация: ребёнку нужно достать игрушку из сомкнутых рук воспитателя.
3. Условия, стимулирующие развитие воли.
№ 1
Воля – способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Способность к волевому поведению у ребёнка вначале вырабатывается в процессе выполнения требований и просьб старших, а затем, когда это становится привычным, он начинает выполнять требования к самому себе, подавляя нежелательные импульсы.
Навыки волевого поведения могут развиваться только при известной самостоятельности ребёнка, когда он сам ставит себе цель и выбирает способы её достижения.
Очевидно, что новорождённый ребёнок и младенец (до одного года включительно) волей не обладает. Не менее очевидным, хотя и не бесспорным, является тот факт, что дети в возрасте 2х-2,5 лет уже имеют некое подобие воли. Доказательством служит та настойчивость, с которой дети данного возраста многократно повторяют неудачное действие в том случае, если поставленная цель не достигнута. Таким образом, воля у детей появляется и начинает участвовать в регуляции их поведения, вероятно, в период от 1го до 3х лет. То, что 3х летние дети имеют волю, сомнений уже не вызывает, во – первых, практически все нормально развивающиеся дети этого возраста проявляют настойчивость в достижении тех целей, которые они перед собой ставят; во – вторых, дети этого возраста открыто заявляют : «Я сам», если у них что –либо не получается, и отказываются от помощи со стороны других людей.
Развитие воли у детей связано с ведущим для них видом деятельности. Так, например, у дошкольников воля в основном развивается в играх; у младших школьников в учебной деятельности; у подростков и старших школьников в различных видах деятельности, начиная с общения и заканчивая учением и трудом. У взрослых людей воля развивается в процессе преодоления ими различных препятствий, которые возникают на их жизненном пути.
№ 2
Для эксперимента я взяла три ребё нка: Насте (1год 6 мес, Полине (2года 3 мес, Данилу (2года 9мес).
Проведя занятие (ситуации из плана) в группе и выбрав три ребёнка разной возрастной категории, я сделала следующие выводы:
Настя, самая маленькая, совсем не хотела что – либо делать. Полина (которая постарше, что – то пыталась делать и у неё вполне не плохо получалось. Данил, со всеми заданиями справился.
Хорошо, что группы в основном смешанные. Младшие ребятки всегда перенимают действия и поступки у чуть более старших ребят.
№ 3
Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребёнка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например сидеть спокойно на занятиях так, как требует этого воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко даётся ребёнку. Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребёнку около 4х лет и он начинает ставить перед собой специальную цель – запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т. п. управление мыслительной деятельностью обнаруживается у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренности, импульсивными.
Список литературы:
1)В. В. Зеньковский «Психология детства» - М. : 1996г;
2)В. С. Мухина «Детская психология» - М. : Просвещение 1985г;
3)Р. С. Немов «Психология» - М. : 2005г