Ольга Павлова
Развитие воображения и творчества на занятиях музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие воображения и творчества на занятиях музыки
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Воображение, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Оно выступает как необходимая сторона художественной, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности.
Воображение может находить своё проявление в четырех видах: активном, пассивном, продуктивном и репродуктивном.
Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Сущность пассивного воображения заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Отличие продуктивного воображения от других его разновидностей в том, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется и осмысливается.
При обращении к репродуктивному воображению - задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Одной из наиболее сложных видов работы на музыкальных занятиях является развитие музыкального творческого воображения детей, так как воображение представляет собой необходимый и существенный элемент художественного творчества. Для воображения, связанного с той или иной музыкальной деятельностью человека, характерно преднамеренное, сознательное формирование и преобразование образов в соответствии с определенными целями и задачами. На занятиях музыки в старшем дошкольном возрасте на развитие творческого воображения больше всего влияет восприятие музыкальных произведений.
Музыкальное произведение существует в трех проекциях, а именно в виде:
- записанных композитором нот;
• живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот;
• взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя.
Во всех этих видах деятельности - создании музыки, её исполнении и восприятии - обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность. Создавая музыкальное произведение, композитор оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, наилучшим образом передающие чувства и мысли в момент создания музыки. Слушатель сможет понять то, что хотели выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут выразить те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения.
Деятельность творческого воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями, т. е. умение слышать музыку без опоры на ее реальное звучание. Слушание музыки, является основной музыкальной деятельностью. И обязанность педагога – научить детей слышать, правильно воспринимать музыку. Особенно большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы. Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область сознательного, интеллектуального отражения. Чем активнее происходит этот процесс, тем многограннее и стабильнее становится музыкально-слуховые представления.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления природы. Она
может веселить или печалить, под нее можно танцевать, маршировать,
разыгрывать разные сценки «из жизни» и т. д. Учителю надлежит
раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности
музыки — в этом, собственно, одна из главных целей музыкального
воспитания, ровно, как и формирование-развитие способности воспринимать
музыкальные явления.
Полезно предлагать слушание музыки вступительным словом учителя
- лаконичным, емким по содержанию, способным заинтересовать детскую
аудиторию, увлечь заинтересовать ребенка, сфокусировав его внимание на
«объекте». В этом - первоочередное условие успешности музыкально--
воспитательной работы, в частности развития способности ребенка к восприятию музыки.
Для того чтобы направить процедуру слушания музыки в нужное русло, полезно дать детям творческие задания. Весьма полезно в плане развития образного воображения детей задания, связанные с определением характера музыки, пояснением, о чем она рассказывает и что изображает, сравнением двух или нескольких пьес, нахождением разницы между ними и т. д.
Любые диалоги, диспуты по поводу того или иного
художественного явления должны учителем поощряться и поддерживаться.
Иллюстрируя музыку с помощью слова, учителя нередко обращаются к
разного рода штампам и стереотипам, проводя аналогию звучания верхних нот с «зайчиками», «птичками», нижних – с «медведями», «слонами» и иными представителями животного мира.
Построение уроков музыки, как уроков творчества предполагает такие практические методы и художественно-творческие формы работы, как импровизация, ритмизация, театрализация, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, вокально-хоровое музицирование и другие.
Для достижения оптимального результата можно использовать следующие методы и приемы.
• метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;
• создания художественного контекста, осуществляющего взаимосвязь музыки с другими видами искусства, природой;
• композиций, заключающихся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения – слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;
• прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;
• «Цвет – настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминать новые слова и музыкальные термины;
• создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;
• «Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка
• «Музыкальные фантазии», направленные на развитие воображения детей и заключающиеся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением.
Для активизации учебного процесса создаются наглядные пособия: дидактические игры, картотека композиторов и их музыкальных произведений, фонотека, а также подбирается иллюстративный материал.
Творчество детей понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.
Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.
“Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”. (Выготский Л. С.)