Оксана Давыдова
Развитие воображения и обучение игре в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие воображения и обучение игре в старшем дошкольном возрасте
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одним из условий создания социальной ситуации развития ребенка «поддержку игры, ее обогащение, обеспечение игрового пространства и времени» [1]. Развитие игровой деятельности тесно связано с формированием игрового воображения.
Публикация «Развитие воображения и обучение игре в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
У детей пяти-шести лет должен быть такой уровень развития воображения, при котором его основой и ведущим компонентом является особая внутренняя позиция. Она позволяет ребенку посмотреть на игровую ситуацию со стороны и учиться оценивать ее с разных точек зрения. Он начинает понимать контекст игровой ситуации без наглядной опоры, которая была в виде предметного мира и прошлого опыта. Вместе с тем, внутренняя позиция обеспечивает ребенку развитие еще одного качества – возможность управлять своим воображением и, таким образом, делает воображение произвольным. Все это приводит к тому, что не воображение владеет ребенком, а он сам становится хозяином игры. Для детей пяти-шести лет характерен вид игры, которую педагоги дошкольных образовательных организаций называют «игра с правилами».
Игра с правилами возникает после сюжетно-ролевой и является, по словам Д. Б. Эльконина [4], «ее прямым продолжением и продуктом». По мнению Л. С. Выготского [2] развитие детской игры в возрасте пяти лет происходит следующим образом.
Иными словами, если в сюжетно-ролевой игре налицо присутствует воображаемая ситуация, которая требует игрушек, атрибутов для ее поддержания, а существующие внутри нее правила еще мало заметны и самому ребенку и окружающим взрослым, то в игре с правилами происходит наоборот: на первый план выступают правила, они определяют поведение ребенка, а воображаемая ситуация уходит как-бы «внутрь».
Знание этой особенности развития игровой деятельности позволяет педагогам дошкольных образовательных организаций определить степень развития игровых умений детей и требует наблюдательности. Так, одним из условий является требование не вводить игры с правилами, пока ребенок пяти лет не овладеет в достаточной степени сюжетно-ролевой игрой.
С одной стороны, эти игры призваны помочь детям в выполнении игровых правил. Например, ребенок должен убегать от взрослого, а он вместо этого бежит к нему или просто стоит на месте, в общем, не выполняет правило игры. Если это правило поместить в определенную ситуацию, например взрослый будет волком, а ребенок – зайцем, то ребенок легко выполнит игровое правило. Внешне выглядит все очень хорошо: ребенок не умеет выполнять правило игры, ему помогают введенные взрослым игровые элементы сюжета, и он начинает включаться в игру. Однако сюжет придуман не ребенком, а взрослым (родителем, педагогом, и правила не являются производными воображаемой ситуации, они также сформулированы взрослым. Именно поэтому подлинным субъектом такой игры является не играющий, а тот, кто ее задумал и организовал, то есть взрослый. Такие игры противоречат закономерностям становления и развития детской игры.
Чтобы избежать подобной ситуации, педагоги нашего детского сада используют следующие способы становления игр с правилами:
1. Объединение в единый сюжет как можно большего количества предметов.
2. Создание самими детьми игр с правилами с элементами сюжета (присутствие нового содержания и создание повода – зачем, для чего ребенку следует формировать правила).
3. Обратная ситуация (взрослый очень хочет поиграть в игру, но все время путает правила). Например, взрослый начинает играть с детьми в игру «Лапта-вышибала». Дети бросают мяч, а взрослый вместо того, чтобы убегать, бежит прямо к мячу и его сразу вышибают. Дети останавливают игру, объясняют взрослому правила.
4. Ребенок в роли «тренера» (например, нужно научить ребенка провозить машинки по сложному лабиринту. Один ребенок ведет машинку, а другой управляет, сообщая куда ехать).
Таким образом, игры с правилами являются важнейшим шагом в развитии игровых и коммуникативных навыков детей пяти лет. Чтобы развить и закрепить эти важные навыки, необходимо искусственно удлинить этот этап. Так, можно отыскивать или придумывать новые правила к играм, уточнять старые, использовать в игре старые правила. Здесь просто незаменим детский игровой опыт, который приобретается в хорошо организованной детской игровой деятельности не только в режимных моментах, но и в самостоятельной и совместной деятельности детей.
Литература:
1. Волосовец Т. В. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 456с.
2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте// Собр. соч. : В 6т. – Т. 2 – М., Педагогика, 1982.
3. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка : Природа и развитие// Психологический журнал. – 2001. - №5. – С. 57-68.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : Владос, 1999.