Екатерина Крипакова
Консультация для родителей «Развитие воображения в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие воображения в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Воображение отличается тем, что оно: 1) подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов); 2) направлено на собственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружающей действительности; 3) является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.
Воображение развивается вместе с речью и становится возможным благодаря ей. Поэтому, оно является результатом его психического и главным образом речевого развития, а не первичной функцией, изначально присущей ребенку.
Воображение начинается и формируется в игре, а потом переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно может проявляться в рисовании.
На первом этапе детей учат видению и по строению образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета, тренируют в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.
Примеры заданий первого блока
Задание 1. «Дорисуй картинку»
Ребенку предлагают незаконченное изображение предмета и просят назвать этот предмет. Если ему не удается сразу опознать предмет, то оказывают помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того, как ребенок узнал предмет и представил себе его образ, он дорисовывает и раскрашивает картинку. Предъявляемые ребенку незаконченные картинки могут быть выполнены по разному: точечное изображение, схема предмета, частичное изображение. Предметные изображения можно объединить в смысловые группы ( например: «овощи», «фрукты», «одежда», «цветы» и т. д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.
Задание 2. «Кто больше придумает и нарисует»
Ребенку показывают изображение двух одинаковых по форме, но разных по величине геометрических фигур (любых) и предлагают назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После словесного «опредмечивания» просят нарисовать их. В случае необходимости задают наводящие вопросы.
На втором этапе основной целью становится обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры. Ребенок учится анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки; видеть связь предметов по содержанию; уметь расположить их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.
В этом блоке заданий используют тематические композиции ( например: «город», «сад», «школа», «деревня», «дом», «праздник», «стройка», «спорт» и так далее). Дети должны быть знакомы с материалом, предлагаемым в заданиях.
Примеры заданий из второго блока
Задание 1. «Составление рассказов» (например на тему «Летний отдых»)
Вам понадобятся плоскостные изображения предметов, относящихся к теме. Их можно вырезать из старых книг или журналов (желательно наклеив на картон). Занятие начинается с расспроса ребенка о том, как он провел лето, где побывал, чем занимался. После того, как он воссоздал образы своих летних впечатлений, ему предлагают набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, собака, дом, пруд и т. д.). На столе ребенок создает композицию из этих предметов и рассказывает, что происходит в изображенной ситуации. После этого его просят нарисовать картинку на тему «Летний отдых». Если рисование вызывает затруднения, можно предложить ребенку обвести и дорисовать фигурки.
Задание 2. «Небывальщина»
Если смешать два комплекта или более таких сюжетных фигурок (из задания 1, то ребенок может составлять из них смешные ком позиции – путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить композиции «Чего летом не бывает». В качестве примера демонстрируются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках, на берегу стоит снежная баба и т. п.). Ребенку предлагают составить смешной рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляется полная свобода фантазированию.
Задание 3. «Дорисуй картинку»
Ребенку предлагают недорисованную сюжетную картинку, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.
На третьем этапе основное внимание уделяется приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения – это один из важных компонентов развития воображения.
В данном блоке заданий мы рекомендуем использовать в качестве эталона, как всевозможные геометрические фигуры, так и абстрактные элементы разной конфигурации.
Примеры заданий из третьего блока
Задание 1. «Геометрические фигуры в предметах»
Ребенку показывают картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просят отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.
Задание 2. «Дорисовывание на основе данного элемента»
Ребенку дают лист с нарисованным абстрактным элементом или
фрагментом предмета. Необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку.
На четвертом этапе целью работы становится развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка. В процессе обсуждения и уточнения представлений об окружающем мире он обучается пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию важно, чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока должно уделяться словесной опоре.
Примеры заданий из четвертого блока
Задание 1. «Опорные слова»
На основе трех опорных слов ребенку предлагают либо сначала нарисовать рисунок, используя эти слова, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю, а потом нарисовать к ней картинку.
Варианты опорных слов: девочка, корзина, лес; мальчик, удочка, речка; мама, сумка, магазин; папа, ключи, машина; бабушка, иголка, рубашка; дедушка, кресло, газета; дядя, топор, дрова; дети, мяч, площадка; учитель, мел, доска; ученик, тетрадь, ручка и т. д.
Задание 2. «Иллюстрации к сказке»
Ребенку читают сказку, после чего он выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку.
Варианты сказок: «Красная шапочка», «Колобок», «Кот в сапогах», «Лиса и журавль», «Три толстяка», «Царевна-лягушка».
Задание 3. «Сочини историю»
Ребенку предлагают придумать короткую историю и нарисовать к ней картинку. Ребенок может сам выбрать темы своих историй. Варианты тем историй: «8 марта», «Новый год», «В школе», «В театре», «В зоопарке», «На выставке», «На даче», «В лесу», «На море» и так далее.