Ольга Федорова
Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие воображения дошкольников посредством
нетрадиционных техник рисования»
Воспитатель Федорова Ольга Александровна
Публикация «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования
Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения - одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.
Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию.», «вообрази, что ты.» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение — своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.
Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).
Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.
Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.
Проблемами становления и развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые, как О. М. Дьяченко, Л. С. Выготский, А. И. Кириллова, д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, д. В. Менджерицкая и другие. Они отмечали, что дошкольный возраст является сензитивным для развития данного психического процесса и указывали на особую важность работы в этом направлении.
Активность темы определена следующими проблемами:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
5. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребенка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества.
На воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
Цель работы — создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Задачи проекта:
1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития творческого воображения детей.
4. Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи в работе с детьми:
- Развивать воображение и творческие возможности детей.
- Обогащать и расширять художественный опыт детей.
- Побуждать ребенка экспериментировать.
- Поощрять и поддерживать творческие находки.
- Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
- Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
- Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.
Опыт многих педагогов показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и на-
поминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники — это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Для занятий нужно подбирать красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов — все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками — это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Нужно стараться показывать много разных приемов рисования пальчиками : просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).
Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому нужно вовремя остановить ребенка и переключить внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?».
Существуют еще следующие техники рисования — «тычкование жесткой полусухой кистью», «тампонирование», «отпечатки листьями», «набрызг», «монотипия пейзажная».
Таким образом, все эти техники рисования способствуют развитию творческого мышления, фантазии детей.