Ольга Николенко
Развитие воображения дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новейших целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Я. Л. Коломенский определяет воображение как оригинальную форму отражения действительности, охватывающуюся в создании свежих образов и идей на основе существующих представлений.
Воображение - это способ усвоения человеком сферой вероятного будущего, придавший его деятельности целеполагающий и проектный характер.
Публикация «Развитие воображения дошкольника» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, выражает гораздо чаще и допускает значительно более легкое отхождение от реальности. Неустанный труд воображения – это одна из дорог, ведущих к знанию и изучению детьми узкого личного опыта.
По Л. С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накапливания им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы замысловаты они ни были, основываются на впечатлениях настоящей жизни.
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. В этом возрасте случается деление воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживает в тех ситуациях, когда ребёнок с поддержкой игрушек (кукол) разыгрывает отдельные знакомые ему действия и их вероятные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего волнения.
В дошкольный период наряду с развитием непроизвольного воображения появляется качественно новейший тип воображения – произвольное воображение. Появление и дальнейшее созревание целеустремленного воображения в этом возрасте психологически объединяют с возникновением последних, более сложных видов деятельности, с модификацией содержания и фигур общения ребенка с окружающими, в первую очередь – со взрослыми.
Значительную роль в воспитании воображения ребенка выступает внешняя опора. На основных этапах, в эпоху своего зарождения, воображение дошкольника почти неотделимо от истинных воздействий с воспринимаемым им игровым материалом. Сам процесс воображения ребенка в ролевой игре обусловливается нравом игрушек, присутствием атрибутов роли.
Наиболее значительно схожесть предметов-заместителей с замещаемыми объектами в играх детей младшего и среднего дошкольного возраста. У старших дошкольников уже нет настолько близкой зависимости игры от игрового материала, их воображение уже может опираться в таких предметах, которые не похожи на заменяемые. Воображение ребенка вырабатывается в процессе его существования под воздействием условий жизни и воспитания. Его воспитание располагает накапливание опыта и формирование умения мысленно соединить образы в новейшие сочетания.
В воображении же дошкольника значительную роль начинает играть всеобщий замысел, словесно сформулированный воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он берется подчинить свои воздействия. Воображение старшего дошкольника приобретает черты отдельной целенаправленности, известной произвольности. Все эти видоизменения в детском воображении начинаются, конечно, не сразу. Воображение изучает в своём развитии ряд качественно оригинальных ступеней на протяжении дошкольного детства.
Воображение - это способность человека формировать новейшие образы путем реорганизации предыдущего опыта. С помощью воображения человек может переменять окружающий мир и самого себя, делать научные открытия и организовывать произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - вначале обязано силе воображения человека. Иными словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, воспитание и деятельность любого человека. Ведь прежде чем что-то сотворить, что-нибудь изготовить, принять немаловажное для себя решение, человек все время первоначально представляет это в своем воображении. Собственно благодаря тому, что до того, как человек станет что-то делать, он способен в воображении познать конечный результат, вообразить будущее, он, возможно, подготовится к нему, в каком-нибудь значении даже овладеть им.
Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воссоздающее, или репродуктивное, и преобразовывающее, или плодотворное. Видения, галлюцинации, мечтания также исполняют роль разновидности человеческого воображения.
Преобразование реальности при содействии воображения совершается посредством нескольких важнейших способов: агглютинации, акцентуирования, схематизации и типизации.
Наиболее напряженно воображение созревает в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение преддошкольника поначалу ещё очень увеличено и различается бездеятельным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под воздействием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его заинтересованностей и усложнением его занятия, совершается дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие несет не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно завоевывает последние, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.
Даже в тех случаях, когда воспитатель предложит дошкольникам сюжет игры, они не автоматически его повторяют, а созидательно формируют и дополнят предложенную тему. Все же в своем поведении дошкольник во многом подобает образцам и соображениям, приобретенным от взрослых.
В возрасте 5-6 лет в процесс воображения включается так именуемое "ступенчатое планирование", которое приведет детей к вероятности наставленного творчества (пошаговые действия, последовательное нанизывание событий).
Формируя детское воображение, нужно добиваться, чтобы оно было объединено с жизнью, чтобы оно было созидательным воссозданием реальности.
Познакомившись на прогулках, в разговорах с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок дальше воссоздает восприятие в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки скопленного эксперимента развивается воображение.
Нужно помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности : в игре, в рисовании, в занятиях по развитию речи. Отчего организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающий смысл для развития воображения.
Немаловажную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.
Внимая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассмотрев доступные его соображению произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе описанные события, у него развивается воображение.
И, в конце концов, хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.