Гульмира Бекенова
Развитие внимания дошкольников с помощью дидактических игр, используемых на занятиях.
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема внимания и его развития вызывает самый живой интерес у воспитателей, прекрасно понимающих, что от степени сосредоточенности воспитанников зависит и правильное восприятие учебного материала, и его понимание, и быстрое и прочное усвоение знаний, и, наконец, дисциплина во время занятий. Это как бы `внешняя` значимость внимания. `Внутренняя` значимость внимания заключается в том, что оно тесно связано со многими познавательными процессами, такими, как мышление, воображение, память, восприятие. Значит, развивая внимание, мы совершенствуем эти психические процессы, и наоборот, развивая эти процессы, совершенствуем внимание. Развитие всех процессов приводит к общему развитию личности ребёнка. Следовательно, развивая внимание, мы сопутствуем развитию воспитанников. Кроме того, внимание ускоряет умственную деятельность и облегчает вхождение в работу, повышает качество и точность каждой умственной деятельности, обеспечивает быстроту, точность, прочность и длительность запоминания, определяет скорость и точность в образовании навыков, влияет на течение мыслей и их концентрацию на решении какой-либо жизненной задачи. Внимание тесно связано с волей. Ведь чтобы быть внимательным, ребёнку надо сосредоточиться, следовать определенной цели, быть самостоятельным, а всё это требует напряжения воли. Ребёнок, постепенно тренируя свою волю, достигает всё больших и больших успехов. Сильная воля делает человека целеустремленным, собранным, независимым. Такие качества характеризуют развитую личность, которая так необходима сегодня. Внимание оказывается важным для многих сторон деятельности человека, и, развивая его, мы содействуем общему развитию ребёнка. Одним из эффективных средств развития внимания дошкольников является дидактическая игра. Вероятно, что такой эффект развития возможен по следующим причинам: во-первых, игра один из видов деятельности, хорошо освоенных детьми в дошкольном возрасте. Следовательно, на него можно опереться, как на `фундамент`; во-вторых, игра несёт в себе эмоциональное начало. А именно эмоции активизируют познавательную сферу ребенка. Обучение же основывается именно на познавательной активности воспитанников; в-третьих, игра всегда несёт в себе элемент занимательности, интереса, радости. Эти её качества позволяют воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, а значит, и повышать её результативность. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных обучающих и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребёнка. Система дидактических игр в процессе обучения дошкольников позволяет решать всё многообразие воспитательных и учебных задач. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых не удаётся сосредоточить внимание. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности различного характера. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Как правило, любая дидактическая игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причём ведущая функция игры определяется её целями. Такая функция игры, как средство развития внимания, может реализовываться в большинстве игр, так как воспитанникам сначала необходимо сконцентрировать своё внимание на выполнении определённых действий, затем сохранять это внимание в течение некоторого промежутка времени. Кроме того, в некоторых играх для достижения поставленной цели воспитанникам необходимо правильно распределить своё внимание между несколькими действиями, выполняемыми одновременно, или переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Таким образом, дидактическая игра позволяет развивать одно из важнейших свойств внимание.