Ольга Тармашева
Развитие вариативных организационных форм образования обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Под организационными формами образования подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающихся, реализуемой в определённых порядке и режиме. Возникают и совершенствуются они с развитием дидактических систем. Классификация форм образовательного обучения осуществляется :
1. По количеству обучающихся - коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные занятия;
2. По месту учёбы и виду учреждения - дошкольные (занятия, школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке, внешкольные (экскурсии, занятия на дому);
Публикация «Развитие вариативных организационных форм образования обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. По продолжительности учебных занятий - уроки (40-45 минут, коррекционные занятия индивидуального и группового характера (ЛФК, логопедические, дефектологические занятия) (15-25минут, работа в системе группы продлённого дня (самоподготовка) (60-90 минут);
4. По направленности учебного процесса, целям и задачам обучения — индивидуальные коррекционные занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, игротерапия и т. д.
Каждая из указанных форм обучения соответствует требованиям нормативных актов образования, носит государственный, частный и попечительский характер.
Выбор форм определяется системой обучения, организацией и участием соответствующих учреждений системы образования. Теорию обучения впервые разработал и реализовал на практике Я. А. Коменский. Первой попыткой теоретически обосновать и раскрыть основные вопросы учебно-воспитательного процесса с умственно отсталыми детьми явилась коллективная работа А. Н. Граборова, Н. Ф. Кузьмина, Ф. М. Новик «Олигофренопедагогика».
Классно-урочная форма организации учебного процесса в школе-интернат, в отличие от обычной школы, характеризуется следующими особенностями:
1. Каждый урок проводится по конкретному предмету;
2. Состав обучающихся часто бывает разного возраста, а уровень подготовленности к школьному обучению носит индивидуальный характер;
3. Урочная система реализуется на основе учебного плана и программ, составленных специально для данного вида учреждений;
4. На уроке очень важно использовать различные виды и формы познавательной деятельности;
5. Обучение осуществляется под педагогическим руководством в лице учителя-дефектолога.
Классно-урочная форма организации учебного процесса имеет преимущество перед другими в том, что деятельность учащихся и учителя строго лимитирована временем, происходит экономная организация учебно-познавательного процесса, создаются условия индивидуально-коллективной деятельности. Основным компонентом классно-урочной системы обучения является урок.
В МКОУ «Сузунская ОШ-И» основной формой организации моей дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия с детьми младшего школьного возраста. Занятия носят коррекционно-развивающую направленность :
- формирование элементарных математических представлений и развитие сенсорного восприятия;
- формирование навыка письма и чтения, развитие связной речи;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях на занятиях окружающего мира.
Как для детей, так и для учителя, любое занятие должно проходить интересно и увлекательно, чтобы научить ребят общаться, помочь осознать себя, усвоить знания, умения и навыки, которые они смогут применить в условиях социальной среды.
Мои занятия проходят игровой форме т. к. в дефектологической работе необходимо учитывать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях ребята учатся думать, выполняя порой усиленную работу над собой. Но когда занятие проходит не только с акцентом на умственную работу, но и ещё побуждает интерес, когда даются задания в форме игры, то это смягчает резкость перехода от серьезного этапа занятия к отвлеченным подвижным, энергичным играм, конкурсам и т. д. Таким образом, можно руководить развитием детей и оказать важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни. Например, на занятии по письму и развитии речи все выстроено так, чтобы шел процесс развития интереса и познавательной активности, игровые ситуации и звуковые упражнения на звукоподражание помогают обучающимся освоить «чистые» звуки, осознать сущность этого фонетического явления.
Также на любом занятии (математики, письму или окружающему миру) провожу викторины, конкурсы, загадки.
Были проведены занятия по формированию элементарных математических представлений, например, с темой «Помоги почтальону Печкину», дети решали задачи в конвертах, чтобы доставить до адресата с полными ответами. Помогая почтальону Печкину, искали номера домов, чтобы отправить письмо до адресата. Таким образом, ребята в игровой форме тренировались логически мыслить, решали учебные и практические задачи средствами математики: решали задачи, выполняя арифметические действия. Решение задач укрепляло связь обучения с жизнью, углубляло понимание практического значения математических знаний.
Также обучающиеся узнали много нового на занятии по окружающему миру «Звёздное небо – Великая книга Природы», где не только решали кроссворд, смотрели на звёзды, планеты и космос, как это всё выглядит, но и в игровой форме рассказывали о солнце, слушали музыку космоса и делились своими впечатлениями.
Современные учёные подчёркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей, а с другой – может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса коррекции (Л. А. Венгер, Ю. З. Гильбух, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, У. В. Ульенкова и др.). При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у детей «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С. А. Шмаков (1994) считает, что само название игр – интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические – звучит обнадёживающе и подчёркивает их обращённость в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности. Большинство дидактических игр основано на состязательности, соревновательности (Кто больше знает? Кто точнее назовёт? Кто самый наблюдательный) и может проводиться в виде индивидуального или командного первенства обучающихся.
В целом коррекционно-развивающее занятие не только помогает восстановить пробелы в знаниях, углубить и закрепить полученные умения и навыки, но и приучает к творческому подходу в период обучения и по его завершении.
Из вышеизложенного следует, что использование на уроке или занятии игровых методов обучения позволяет сделать обучающихся активными участниками педагогического процесса и развивать познавательную активность школьника. Использование этого метода позволит детям при переходе на следующую ступень образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования, а также способствует росту интереса к предмету, ускоряет процесс обучения, улучает качество усвоения материала.
Список литературы:
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. ; Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
2. https://studfiles.net/preview/4518705/page :12/#18