Елизавета
Выступления на педагогическом совете «Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ через воспитательную систему школы – интерната
Слайд 1
Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания сегодня так актуальна. Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества. Духовно-нравственные качества личности закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках социокультурной среды. Поэтому базой для формирования нравственных качеств являются чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, чувство ответственности за судьбу Родины. Наблюдая за взрослыми, старшими детьми, общаясь с ними, школьник перенимает закреплённые в культуре способы взаимодействия людей и действия с предметами, усваивает систему нравственных и эстетических эталонов, которые ложатся в основу ценностной сферы формирующейся личности.
Публикация «Выступления на педагогическом совете „Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Слайд 2
Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности каждого воспитанника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Слайд 3
В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
• воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
• воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);
• создание условий для восприятия целостной картины мира;
• формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
• формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
• организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
• организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
• создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни;
• создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
• ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей;
Слайд 4
Система моей работы по духовно – нравственному воспитанию включает в себя :
• Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная, отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
Включение учащихся в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель. Озеленяя и благоустраивая школьный участок, воспитанники приобретают трудовой опыт
Слайд 5
Весной 2016г. в рамках реализации проекта «Благоустройство школьного огорода» возник интерес его разработать и реализовать совместно с детьми. Участвуя в таких проектах,у воспитанников развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества, школы.
Слайд 6
Таким образом, в апреле 2016 г. организовалась творческая работа над проектом, совместно с воспитанниками 1 группы, где воспитателем является Лахова Е. И., начали разработку проекта «Благоустройство школьного огорода» на школьном участке, воспитанники под нашим руководством сеяли свёклу и морковь.
Слайд 7
Система духовно - нравственного воспитания включает в себя :
• Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
Следующей формой моей работы по духовно – нравственному воспитанию является приобщение детей к миру прекрасного:
Это целевые прогулки по городу, зимние игры – забавы «Снежная фигура», проведение экскурсий.
Слайд 8
Так, например, в декабре месяце состоялась экскурсия в Планетарий, где воспитанники прослушали лекцию с показом презентации, полюбовались звездным небесным куполом, некоторые воспитанники, например, как Полунин Алексей были там впервые. Такие экскурсии пробуждают у детей любознательность к новому, неизведанному. В фойе дома творчества, воспитанники полюбовались поделками детей на тему: «Подкова из Данкова» все организации детских учреждений г. Данкова принимали участие в этом направлении.
Слайд 9
Так же был организован поход из 12 человек в Богословский храм «Покрова Пресвятой Богородицы» совместно со школьным психологом Горшковой О. А, где воспитанники внимательно и с интересом слушали батюшку, отвечали на его вопросы.
Слайд 10
Самая важная и знаменательная дата для каждого ребёнка 31 декабря «Новый год»– это подарки, утренники, Дед Мороз, новогодние игрушки. Воспитанники с нетерпением ждут подготовки к празднику: репетиция номеров, оформление новогодних плакатов, создание праздничных костюмов, украшение классов, спален.
Слайд 11
Вот и в декабре месяце 2016 года был объявлен конкурс на самые «Нарядные окна в спальном корпусе». Вырезание вытыканок, снежинок заинтересовало ребят полностью.
Слайд 12
В ходе творческой работы воспитанники вдохновились предстоящим символом наступающего года (года «петушка», поэтому мы сделали его нетрадиционным способом-вырезанных из бумаги детских ладошек.
Слайд 13
Совместно с воспитанниками 6 группой, где воспитателями являются Сомова Е. С. и Капырина Е. В. сюжетно украсили окно в учебном корпусе.
Во время подготовки таких мероприятий происходит единение детей, воспитателей, учителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.
Слайд 14
• В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
В своей педагогической деятельности я стараюсь использовать данные принципы и делаю упор на индивидуальный подход к воспитанникам, учитывая их темперамент, характер, способности, мотивы и интересы. В работе использую различные формы и методы воспитания. В ходе воспитательских занятий, бесед поручаю ребенку задания в соответствии с его способностями; создаю педагогическую ситуацию, помогающую выявить его индивидуальные качества. Такой подход необходим любому ребенку, так как помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные стороны и корректировать слабые стороны.
Важно учитывать это в работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья. У этих детей не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в социокультурном пространстве. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Слайд 15, 16
18 ноября мной было проведено занятие по правовому воспитанию на тему «О правах – играя», занятие проводилось в сюжетно – игровой форме, постаралась организовать работу так, чтобы заинтересовать своих воспитанников. Была предложена игра «Кто права нарушил?», воспитанники отвечали на вопросы, по правам ребенка. Результаты показали, что большинство воспитанников хорошо осведомлены о правах детей и смогли правильно определить какие права литературных героев были нарушены. Была подготовлена презентация в игровой форме «Поговорим о правах и обязанностях», Не остались равнодушными воспитанники к конкурсу рисунков «Я рисую ПРАВО!» Под классическую музыку Шопена «Весенний вальс», воспитанники разукрашивали раскраски. Яркими, красочными получились работы воспитанников, в которых они отобразили свои права на жизнь, на образование, на право жить и воспитываться в своей семье.
Слайд 17
А также в декабре проведено занятие "Кто я? Какой я?", где воспитательной целью является :
создание условия для проявления индивидуальности и творческих способностей обучающихся, способствовать формированию у ребят потребности в самореализации на основе полученных знаний.
На занятии мы говорили и размышляли о человеке. Что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово Я? В ходе занятия мы ответили на 2 главных вопроса: Кто Я? Какой я?
Распутывали клубок тайн человека. С каждой раскрытой тайной воспитанники закрашивали 1 пазл (любой) сердечка любимым цветом. Воспитанники рассказывали о семейных традициях, получился такой круг доверия, семейных тайн, много я услышала и узнала нужного и не нужного.
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Высшему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределении человека.
Одной из задач в формировании личности школьника с ОВЗ является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность.
Слайд 18
Именно поэтому, стараюсь приобщать воспитанников с ОВЗ к духовно-нравственным ценностям. В этом плане велика роль внеклассного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, воспитанник знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями и печалями.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Поэтому мои воспитанники по окончании чтения, не только оставляют в дневниках прочитанных книг свои записи, но и зарисовывают, что их больше стимулирует к чтению. Своими рисунками они отражают свое отношение к героям книг, учатся делать выводы.
Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения,познакомить с нормами поведения
Слайд 19
В ноябре с 14 -18 в преддверии праздника посвященного дню матери мной проводилась работа по внеклассному чтению, по книге Бориса Емельянова «Мамины рассказы», рассматривали иллюстрации о семье, о профессиях,
разгадывали загадки, учили стихи о маме.
Слайд 20
23 ноября воспитанники писали мини – сочинения о своей маме. Хочу отметить, что ребята смогли такие точные подобрать слова, чтобы передать свою любовь и нежность к маме.
(одно хочу зачитать. Бельтикова Руслана)
Слайд 2 1
24.11.16. мной было проведено внеклассное занятие в игровой форме «Моя любимая мама» Основной целью моего занятия стала:
Воспитание духовно-нравственных качеств у воспитанников.
В своём занятии, я напомнила воспитанникам, что среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным, в этот день принято воздавать должное материнскому труду и бескорыстной жертве матерей ради блага своих детей.
Оформили стенгазету «Дерево любви», в ходе занятия активно с ней работали.
Воспитанники собирали разрезные пословицы, и каждый наклеивал их на стенгазету. Чтобы каждый мог прийти, а прежде всего мама, почитать, посмотреть, полюбоваться трудом и мыслями своего ребёнка. Самый первый справился с заданием Хохлов Дмитрий,он правильно собрал пословицу «Материнская молитва со дна моря достанет» и первым приклеил её на стенгазету. Была проведена релаксационная пауза, где воспитанники слушали песню из мультфильма «Мама для мамонтёнка» подпевая главному персонажу, хочу отметить Александра и Дмитрия – получился очень хороший дуэт.
Сочинения, которые воспитанники писали о своих мамах, ребята поместили в конверт
Слайд 22
Также работаю в тесном сотрудничестве со школьной библиотекой, постоянно берём книги для внеклассного чтения, один раз в месяц провожу практикум «Книжная мастерская»
В ходе, которого воспитанники осуществляют помощь библиотекарю Ольге Васильевне, достигая главную задачу: бережное отношение к книгам. Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Слайд 23
В прошлом году воспитанники моей группы изъявили желание оформить в библиотеке новогодний стенд «Очумелые ручки». Была проведена коллективная работа из карандашных стружек.
Слайд 24
Очень хочется, чтобы детство наших воспитанников было счастливым. На детских рисунках всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. Нам есть еще над, чем работать и многое у нас уже получается.
ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Данкова»
Доклад педагогического выступления на тему :
Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ через воспитательную систему школы – интерната
Выполнила воспитатель Полубояринова Е. А.