Ольга Щерба
Адаптационная группа «Мы ждём тебя малыш» в ДОУ как одна из вариативных форм работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад №18 с. Тарбагатай
Адаптационная группа «Мы ждём тебя малыш» в ДОУ как одна из вариативных форм работы с детьми
Выполнила:
Зам. Заведующей
Щерба О. В.
1. Актуальность
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Проект адаптационной группы «Мы ждём тебя малыш» для неорганизованных детей и их родителей собирающихся посещать, детский сад. Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников.
В настоящее время проблема адаптации детей является одной из актуальных. Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша : физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
3. Цели, задачи.
Цель – создать адаптационную группу кратковременного пребывания для детей от 1 года до 3 лет, не посещающих ДОУ, для улучшения условий облегчающий адаптационный период.
При изучении проблемы адаптации детей к условиям ДОУ, мы поставили следующие задачи.
• Создание эмоционально комфортных условий, облегчающих адаптационный период у детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.
• Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблем его воспитания, развития адаптации к детскому саду.
• Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада.
• Использовать новые организованные формы сотрудничества родителей, детей, не посещающих детский сад.
4. Ожидаемый результат.
• Преодоление стрессового состояния в период адаптации к дошкольному учреждению
• Безболезненная адаптация к условиям ДОУ
• Повышение уровня педагогической компетентности семьи по вопросам детского развития.
• Участие родителей в открытых и совместных мероприятиях;
5. Принципы реализации проекта.
Концептуальной основой проекта являются следующие принципы:
• Принцип гуманизма как основополагающий предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требования должны быть посильными и развивающими.
• Принцип индивидуализации Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации : учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т. д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.
• Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противостоит конструирующая концепция.
• Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка.
• Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских отношений «семья - дошкольное учреждение».
6. Тип проекта: долгосрочный
7. Участники проекта: дети, не посещающие детское учреждение и их родители (законные представители, педагоги ДОУ
8. Сроки реализации.
Четырёх месячный (март, апрель, май, июнь)
9. План мероприятий.
№ Наименования мероприятий
Ответственный Срок
Подготовительный этап
1 Подбор и изучение методической литературы Март
2 Подбор и изучение практического материала: подбор игр, иллюстративного,
Оборудования. Март
3 Сбор информации о семье ребёнка. Создание банка данных. Заместитель заведующей Март
4 Разработка анкет. Анкетирование родителей «Готовность ребёнка к поступлению в детский сад». Заместитель заведующей, Педагог – психолог Март
5 Составления перспективного плана образовательной деятельности детей. Март
Основной этап
1 Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ Заместитель заведующей Март
2 Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». Заместитель заведующей,
Педагог - психолог Март
Июнь
3 Образовательная деятельность детей по направлениям: социально – коммуникативное, речевое, познавательное,
художественно – эстетическое, физическое. Воспитатель Март
Апрель
Май
июнь
4 Игровая деятельность детей: сенсорно –дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные, хороводные, пальчиковые, Воспитатель Март
Апрель
Май
июнь
5 Игры – занятия на развитие: коммуникативных способностей, развитие мелкой моторики, познавательной активности, социализацию. Педагог - психолог Март
Апрель
Май
июнь
6 Образовательная деятельность, обыгрывание потешек, прибауток, музыкальные игры, хороводные игры. Музыкальный руководитель Март
Апрель
Май
июнь
7 Формы работы с родителями : консультации, круглый стол, дискуссии, тренинги, листовки, мастер – класс, памятки. Зам. заведующей,
Педагог – психолог
Мед. сестра, Воспитатель,
Муз. руководитель Март
Апрель
Май
июнь
Заключительный
1 Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Заместитель заведующей,
Педагог – психолог
Медицинская сестра Июнь
2 Анкетирование родителей по итогам адаптации «Готовность ребёнка к поступлению в детский сад». Заместитель заведующей,
Педагог - психолог Июнь
3 Развлечение «Путешествие на паровозе» Зам. заведующей,
Педагог – психолог
Мед. сестра, Воспитатель,
Муз. руководитель Июнь
10. Выводы
Опыт работы показывает, что после посещения адаптационной группы ребенок, впервые приходящий в обычную группу без родителей, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей. И комплектование группы детей происходит быстрее.
Дети, посещающие, группу за 2016 год имеют, лёгкую степень адаптации 60,5%, среднюю 32,8%, тяжёлую 6,7%. По сравнению с 2015 г лёгкую степень 41,7%, среднюю 50%, тяжёлую 13,7% Заболеваемость в адаптационный период снижается. Результаты работы адаптационной группы показали ее эффективность в решении вопроса по облегчению адаптационного периода, преодоления трудностей для малышей и их родителей.