Борисевич Варвара
Доклад «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Роль занятий по развитию психомоторики и сенсорным процессам в учебно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ.
Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды. Поэтому в основе курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов лежат коррекционно-развивающие технологии, т. к. они максимально помогают добиться желаемого результата.
Публикация «Доклад „Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Удаловой и Метиевой, под редакцией Воронковой и Петровой и рассчитана на 4 года обучения, предусматривает занятия по два часа в неделю, общей годовой нагрузкой – 68 часов. Программа по Развитию психомоторики и сенсорным процессам направлена на коррекцию присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Для овладения обучающимися чтения, счетом, письмом требуется сформированность таких психических процессов, как зрительно-пространственный гноиз, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графомоторные функции, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.
Совершенствование работы всех видов анализаторов, зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного и развития сенсорного восприятия является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
В свою очередь, развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоление моторной неловкости.
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного представления об окружающей действительности, а психологическое развитие ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
СЛАЙД 2
Цель курса:
дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности.
Сенсорное развитие (от лат. sensus чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
СЛАЙД 3
Задачи курса:
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей, путем целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цвет, вкус, звук);
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий. - развитие слухоголосовых координаций.
На уроках РП и СП, я как учитель, использую следующие коррекционно-развивающие технологии :
• Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.
• Дыхательная, пальчиковая и зрительная гимнастики
• Упражнения на релаксацию
• Мимическая и артикуляционная гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц, и тренировке речевого аппарата.
• Игра «волшебный мешочек», работа с сенсорными коробками – развивают тактильные ощущения,
• Упражнения, направленные на активизацию межполушарного взаимодействия.
А также различные формы организации урока: урок-путешествие, урок-сказка, урок-викторина. Игровые технологии для нас очень важны, т. к. занятия проходит во второй половине дня. На каждом занятии расширяем активный словарь учащихся. Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.
СЛАЙД 4
Основные разделы программы:
• Развитие моторики и графомотрных навыков
• Тактильно-двигательное восприятие
• Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
• Развитие зрительного восприятия
• Развитие осязания, обоняния, вкусовых и барических ощущений
• Развитие слухового восприятия
• Восприятия пространства и времени.
СЛАЙД 5
Основные методы и приемы коррекционно-развивающей работы, которые используются на занятиях по РП и СП:
1. Развитие моторики и графомоторных навыков
Упражнения на развитие тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук положительно отражаются на речи ребёнка. Самое увлекательное занятие – штриховка, помогает ребёнку координировать движения. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, поэтому на занятиях часто используются подвижные игры и физминутки.
СЛАЙД 6
2. Развитие тактильного восприятия
Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема, поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах
3. Развитие кинестетических и кинетических навыков (фото)
Игровые упражнения помогают формировать у детей ощущения движения и положения своего тела или отдельных его частей в пространстве.
СЛАЙД 7
4. Развитие слухового восприятия
Использование игровых приёмов на различение музыкальных звуков - основа для более полного овладения речью. Дети, пропевая, проговаривая речевые звуки постепенно овладевают умением изменять движение голосового аппарата.
5. Пространственное и конструктивное восприятие
Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве. От простых заданий на ориентировку в окружающем пространстве до полного словесного отчёта о выполнении упражнений с использованием терминов обозначающих пространственные отношения.
СЛАЙД 8
Сенсорная и психомоторная коррекция - основа умственного развития ребенка.
Занятия по Развитию психомоторики и сенсорным процессам способствуют формированию эталонных представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развивают все виды восприятия, тем самым способствуют развитию умственной деятельности.