Анна Зеткина
Развитие у старших дошкольников творческого отношения к ИКТ как средству реализации познавательных задач
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Развитие у старших дошкольников творческого отношения к ИКТ как средству реализации познавательных задач»
Подготовила: воспитатель Зеткина А. А.
Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий.
Публикация «Развитие у старших дошкольников творческого отношения к ИКТ как средству реализации познавательных задач» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми:
- компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет. Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки».
- по силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.
- Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть желание познавать окружающий мир. Известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают различные понятия;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
- тренируется внимание и память;
- активно пополняется словарный запас;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, усидчивость;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и логического мышления.
- использование ИКТ пробуждает интерес детей к изучаемому предмету, рассеивает страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых детей работать и, конечно же, развивает творческие способности.
Информационно-коммуникационные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности.
Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе движение, звук, мультипликацию т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Одним из примеров применения ИКТ может служить Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» - современная интерактивно-мультипликационная технология.
Современные дети очень рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают ее как интересного игрового партнера, со всеми плюсами и минусами виртуального общения. Особенностью данного продукта является то, что, используя реальные датчики, подключаемые к компьютеру, игра становится живой по-настоящему, когда ребенок исследует реальный, а не виртуальный мир. При этом Наураша, мультипликационный герой, общается с детьми, рассказывая о различных явлениях, советует, как лучше провести опыт и живо реагирует на действия маленького экспериментатора, делая остроумные замечания и комментарии. В игре есть задания, которые требуют от ребенка творческого подхода, например: сделать температуру воды комфортной для рыбки, цветка – помощников Наураши, как увеличить и уменьшить пульс, в каком фрукте или овоще прячется электричество.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность обучения за счет:
-предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма.
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
-позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.