Светлана Харичева
Развитие у 5–6-летних детей социальной уверенности посредством ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у 5-6 летних детей социальной уверенности
через ознакомление с художественной литературой.
Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит "от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств".
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа его личности.
Публикация «Развитие у 5–6-летних детей социальной уверенности посредством ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах
- Лето
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. "О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной". Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века - этическим, экологическим, экономическим…
Процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий и т. д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению.
Ребенок-слушатель - это уже читатель. Процессы понимания книги путем слушания и самостоятельного чтения сходны в главном. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображенных коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребенка первые "отношения" с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством - литературой.
"За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать" (Ненашев М. Отлучат ли россиян от книги? Замечания старого книжника. - Литературная газета, 2002, 22-28 мая, № 20-21).
Сколько сказок рассказали вы своему ребенку? Да так, чтобы не только развлечь его, а зажечь в нем искру божью?
Обращаясь к взрослым, я сознательно не разделяю родителей и воспитателей, потому что в любом случае мы, взрослые, в ответе за тех, кого произвели на свет или "приручили".
Но в данной консультации придется выделить три части: "Воспитателям", "Родителям", "Детям", - потому что кроме человеческой взаимозависимости существует взаимозависимость профессиональная, а здесь у каждого свои функции, особенности, полномочия.
Главная задача - дать совет взрослому, что и как читать ребенку, как работать с книгой, не предлагая ему готовых рецептов в виде заранее разработанных занятий. Воспитатель или родитель, осознав свою активную роль в этом процессе, руководствуясь методическими рекомендациями. Вместе с детьми будут постигать литературу, учиться жить с книгой.
Главная задача воспитателя, приобщающего своих подопечных к детской литературе и детскому чтению, - не только воспитывать и развивать самих детей, но еще и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в той программе, по которой работает дошкольное учреждение.
Главная задача родителей - воспринять и совместно с воспитателем реализовать идеи этой программы, изменить или скорректировать свои представления о детской литературе и детском чтении, о путях и способах приобщения ребенка к книге.
Первостепенная задача всех категорий взрослых - сделать ребенка грамотным читателем.
Грамотный читатель - это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства. Зачастую у взрослых, как специалистов в области дошкольного воспитания, так и не имеющих отношения к нему, складывается неправильное представление о понятии "грамотный читатель". Их воображение создает образ малыша, измученного упражнениями в технике чтения и анализе книг, в запоминании множества фактов, терминов, имен.
Между тем сама проблема заключается не в понятии "грамотный читатель", а в готовности взрослого реализовать ее. Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его читать, заставлять его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств, и тогда он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек.
Грамотного читателя среди других выделяет высокий интеллектуальный уровень развития; широкие познавательные интересы? грамотная, образная речь, как устная, так и письменная; богатая эмоциональная сфера; верные нравственные ориентиры; общественно приемлемые потребности и поведение; высокая самоорганизация и самодостаточность, то есть умение быть интересным самому себе, умение занять себя делом без посторонних на то указаний и советов; значительные творческие возможности; способность к самообразованию, самоусовершенствованию; достаточная степень развития таких психических процессов, как память, внимание, воображение. Естественно, что дошкольнику все это сразу присуще быть не может. Но дошкольное детство - это период, когда закладываются основы самого высокого и значимого среди читательских типов. И об этом нужно помнить и воспитателям. и родителям.
Подчеркнем еще раз: сегодня, когда чтение перестало быть предпочтительным занятием для детей, когда книга перестает быть для них объектом внимания и интереса, взрослые должны направить свои усилия на то, чтобы в детских сердцах и сознании нашлось место увлечению чтением, обдумыванию смысла прочитанного.
ВОСПИТАТЕЛЮ.
Прежде чем начать работу с родителями и детьми, воспитатель должен обдумать, усвоить, принять несколько положений:
1. Он сам должен глубоко и искренне осознавать проблему чтения как общегосударственную задачу развития культуры, науки, благосостояния нации.
"Страна с не читающим населением - это страна отверточных технологий, страна - поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы".
"К соотечественникам! Обращение
Всероссийского Конгресса в поддержку
Чтения" (проект). 7 сент. 2001 г. Москва.
Почему так? Потому что не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать. сопоставлять, делать выводы.
Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.
Чтение - это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
2. Воспитатель должен быть убежден в том, что детская литература, которую он каждодневно читает ребенку, - это настоящее искусство, у которого свой объект изображения - ребенок, детство, детская жизнь, своя тематика и специфика. Уметь донести это искусство до сознания малыша, не разрушив целостной картины произведения, не превратив его в наставление, - задача взрослых.
3. Воспитатель должен знать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности. Прислушаемся к тому, что по этому поводу говорит знаток и критик детской литературы М. Петровский: читатель из ребенка вырастет или не вырастет, но "прочитанное им в детстве, прочитанное ему в детстве может оказаться единственным его литературным багажом - и единственной точкой культурного пересечения с другими его соотечественниками. Для тех же, кто, вырастая, делается читателем, прочитанное в детстве превращается в пожизненную базу культурного развития. Так или иначе через детскую литературу проходят все. Следовательно, прочитанное в детстве - общая, свойственная всем и усвоенная всеми часть общенационального богатства - его самая демократическая часть. При таком подходе резко меняется ценностный статус детской литературы. Из чего-то симпатичного, но несерьезного и второстепенного она возводится в ранг основоположения национальной культуры" (Петровский М. На канавке воду пил… - Детская литература, 1990, № 5).
4. Воспитателю нужно знать самому и объяснять родителям, что литература оказывает на человека латентное (скрытое, не проявляющееся сразу воздействие. Приобщая ребенка к литературе, взрослому придется рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды.
5. В процессе общения с детской литературой взрослый человек (и воспитатель, и родитель) заметит, как меняется он сам, как меняются его взгляды на природу детства, на ребенка, на детское произведение, как все то, что в общении с ребенком ранее казалось незначительным, наполнится глубоким смыслом, будет воспринято по-иному.
6. Необходимо убедить родителей в том, что общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Время чтения зависит от возраста, усидчивости дошкольника, его интереса к читаемому, с одной стороны, и возможностей взрослого. с другой. Читать малышу могут не только родители, но и старшие дети, бабушка и дедушка. Делать это нужно каждый день, и не только в детском саду, но и дома.
Только осознав, обдумав сказанное, воспитатель может начинать работу с детьми и родителями. Робота с родителями может быть трех видов: просветительская, консультативная, информационная.
Формы работы
Просветительская Консультативная Информационная
Родительский лекторий Групповые и индиви-дуальные устные кон-сультации по тем вопро-сам, которые возникают у родителей Устная и письменная информация (выпуск информационного листка)
Родительское собрание Письменные консультации Газета
Выставки книг Привлечение родителей для решения вопросов, общих для семьи и ДОУ (например формирование круга детского чтения)
Диспут, дискуссия
Конкурсы
• З. А Гриценко "Ты детям сказку расскажи…"
М. : Линка-Пресс, 2003.
• Л. М. Гурович, Л. Б Береговая, В. И. Логинова "Ребенок и книга" СПб. : "Акцидент", 1996.
• Н. М. Демурова " Что читать детям: спасительные книги. Что читать детям в трудных ситуациях в жизни. М. : 1995.