МААМ-картинки

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе экологического воспитания

Наталья Пяткова
Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска»

Выполнили:

Пяткова Наталья Борисовна

Бухалова Елена Анатольевна

1 слайд

Развитие творческой, исследовательской активности старших дошкольников в процессе экологического воспитания

2 слайд

Публикация «Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе экологического воспитания» размещена в разделах

Одним из наиболее эффективных средств развития познавательной активности дошкольников в процессе экологического воспитания выступает исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Организация исследовательской деятельности воспитанников развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

3 слайд

Творческий процесс - это особая форма качественного перехода от уже известного к новому. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм и методов поисковой деятельности. Прежде всего, это метод наблюдения - основной метод экологического воспитания, целью которого является целенаправленное и активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Также под исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, то есть в процессе познания мира.

Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания. Ведь полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении.

4 слайд

На протяжении нескольких лет, с каждым новым составом детей группы проводится определённая работа по этому направлению.

Большие потенциальные возможности для развития исследовательской деятельности старших дошкольников закладываются в условиях прогулки. Прогулка удовлетворяет потребности самостоятельного поиска и самостоятельной деятельности при ознакомлении с окружающим миром.

5 слайд

Структура прогулки включает в себя такой обязательный компонент, как наблюдение - исследовательский метод организованного восприятия и регистрации поведения изучаемого объекта. Задача взрослого заключается в поддержании у детей стремления замечать изменения в природном окружении путём постановки проблемных вопросов привлекать дошкольников к активным высказываниями своего мнения.

6 слайд

Формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности и мыслительной деятельности способствует проведение опытов и экспериментов. В каждом из них раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям.

Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

7 слайд

Например, при проведении опытов с воздухом, очень просто объяснить детям, что нас окружает воздух, и он не видим, но его можно обнаружить. Для этого нужно взмахнуть рукой около листа, лежащего на столе, и увидеть, что лист движется. Также мы можем почувствовать движение воздуха (опыт "Веер") и услышать его, подув в колбочку.

Творчество в исследовательском экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

8 слайд

Для поиска ответов на трудные вопросы предлагаем детям поисково-исследовательские ситуации. Так, для ответа на вопрос "Почему снег называют белым одеялом?", был проведён опыт "Защитные свойства снега". В сугроб поместили баночки с одинаковым количеством воды на разную глубину. Понаблюдав за состоянием воды, сделали вывод: чем глубже находилась баночка, тем меньше замёрзла вода. Значит, чем больше снега, тем теплее растениям. Вся эта работа переросла в акцию "Зимнее одеяло", когда мы вместе с детьми укрывали деревья и кустарники, сгребая снег к стволам и корням растений.

9 слайд

Одной из форм экологического воспитания дошкольников, развития их творческого познавательного мышления является проектная деятельность. Проектная деятельность делает детей активными участниками процесса, помогает грамотно осваивать окружающую действительность.

Наш проект мы назвали "Почемучкина поляна".

Цель проекта: сформировать у детей познавательный интерес к явлениям природы.

Исследовательская деятельность в рамках проектной деятельности привела к созданию одноимённой книги.

10 слайд

"Почемучкина поляна" - иллюстрированная детьми и педагогами книга, в которой содержатся ответы на детские вопросы. Например, "Почему желтеют листья на деревьях? ", "Какие бывают снежинки? ", "Почему зимой птицы прилетают к жилью человека?".

Участвуя в проектах, ребёнок развивается, учится находить выход из трудной ситуации. Творческие задания в проекте способствуют актуализация знаний и умений ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром природы, стимулируют потребность дошкольника в творческой деятельности.

11 слайд

Для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений и игр, используется метод беседы. Беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений.

Процесс экологического воспитания включает в себя также разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частную смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.

12 слайд

Развивающая предметно-пространственная среда экологического направления оказывает огромное влияние на познавательно активность дошкольника. Уголок живой природы даёт возможность детям ежедневно наблюдать за различными растениями, ухаживать за ними, отслеживать рост, делать зарисовки в дневниках наблюдений. Уголок неживой природы предоставляет нам возможности для проведения опытов и экспериментов, установления закономерность и связей.

13 слайд

Развивающая среда постоянно пополняется различными дидактическими играми, экологическими газетами, знаками, книгами и макетами. Эти материалы находятся в свободном пользовании и используются как в самостоятельной детской деятельности, так и в совместной деятельности педагога с детьми.

14 слайд

Экологические акции - одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации деятельности детей и взрослых, стимулируя высокий уровень интереса к природе. Участие в экологических акциях помогает детям накопить ярких, эмоциональных впечатлений, достоверных представлений о природе получить необходимые навыки природоохранной деятельности. Экологические акции обеспечивают высокую степень активности и самостоятельности воспитанников.

На слайде вы видите названия акций, проводимых в нашей группе.

15 слайд

Стало доброй традицией ежегодное проведение экологической акции «Кормушка» по изготовлению кормушек для птиц и организации их подкормки.

Участниками акции становятся дети, родители и педагоги группы. В рамках акции мы проводим познавательные беседы с воспитанниками, игры экологической направленности. Совместно с родителями собираем корм для птиц и систематически пополняем им кормушки. Мы провели цикл наблюдений за птицами «Ищем птичьи следы», «Как птицы летают», «Как птицы передвигаются по земле», «Какие птицы прилетают на кормушку».

16 слайд

Дети с родителями изготовили разнообразные кормушки для птиц. Творчеству семей можно только позавидовать.

Для всех детей и родителей мы выпустили газету «Покормите птиц зимой!». Наша помощь пернатым помогает им пережить суровые зимние морозы.

17 слайд

Прошла экологическая акция «Сдай батарейку – спаси ежика!». Почему ежика? Ученые посчитали, что одна батарейка загрязняет территорию, на которой обитают 2 крота, 1000 дождевых червей и 1 ежик. Сдавая в переработку батарейки, мы спасаем эту живность. В нашей стране единственный завод по переработке батареек находился в городе Челябинске, сейчас второй завод открылся в городе Новосибирске. На заводе батарейки измельчают и после долгого и сложного процесса извлекают из них графит, марганец и соли цинка, которые пригодны для вторичного использования.

18 слайд

Акция «Подарим книжке новую жизнь – спасем одно дерево» направлена на формирование экологической культуры и знаний о взаимосвязях человека и природы, повышение познавательной активности, развитие исследовательских навыков и творческих способностей дошкольников. Исследование началось с просмотра презентации «Как делают бумагу». Ребята познакомились со свойствами бумаги и выяснили, что бумага хрупкий материал и требует к себе бережного отношения. Детям была предложена ролевая игра «Книжкина больница», в ходе которой дети получили знания, как можно восстановить порванные книги. Теперь ребята стали более аккуратно к ним относиться.

19 слайд

В ходе экологической игры "Прогулка с егерем по лесу" дети познакомились с влиянием деятельности человека на окружающую среду. Ребята учились умению определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а потом и самостоятельно.

20 слайд

Например, если отходы правильно сортировать, то многое можно использовать вторично, на пользу людям, а не во вред природе. Дети в формате игры узнали, как правильно собирать и сдавать сырье.

21слайд

Работа по экологическому воспитанию предусматривает работу родителями воспитанников. Она включает в себя беседы и консультации, совместную с детьми деятельность: изготовление экологических газет, участие в творческих конкурсах экологической направленности, участие в экологических акциях.

В нашей группе прошёл экологический праздник "Знай и береги природу". Цель данного мероприятия - закрепление знаний детей о природе, создание условий для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального сближения, повышение интереса родителей к экологическому образованию детей. Ребята отгадывали загадки о диких животных, а родители - о лекарственных растениях. Мы показали познавательный ролик о животных "Самые, самые", по результатам которого был проведён блиц-опрос.

22 слайд

Самым интересным было домашнее задание. Дети вместе с родителями презентовали свои экологические газеты.

В конце праздника вниманию всех участников праздника была предложена выставка книг по экологии. Игры вызвали большой интерес как у детей, так и у взрослых. Групповой игротекой можно было воспользоваться не только в детском саду, но и взять понравившуюся игру на время домой.

Родители высоко оценили данное мероприятие и признались, что сами узнали много интересного.

23 слайд

Вот такая работа была проведена в нашей группе по организации творческой исследовательской деятельности воспитанников. Дошкольное учреждение призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию каждого ребёнка, способствовать развитию активности и инициативы детей.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Коммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельностиКоммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельности .

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 13 апреля 2023 в 15:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пяткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД