Олюнина Елена
Развитие творческой инициативы дошкольников с помощью игрового массажа
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой инициативы дошкольников
с помощью игрового массажа.
Разработала: Е. В. Олюнина,
инструктор по ФК
1 слайд
Без сомнения, все родители, а так же мы, педагоги, хотели бы, чтобы наши дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками массажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Массаж для детей –прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Публикация «Развитие творческой инициативы дошкольников с помощью игрового массажа» размещена в разделах
2 слайд
Американский психолог Луиза Хей-автор более тридцати книг по популярной психологии считала, что негативные эмоции становятся причиной наших эмоциональных проблем и физических недугов, но с помощью определённых инструментов мы можем изменить наше мышление и исцелить своё тело, которое всегда «говорит» с нами. Массаж, в моем понимании - это одна и форм диалога
3 слайд- Так же в ФГОС отмечает понятие психологическое здоровье. Психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. Кроме того, проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, поэтому возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней достаточно очевидна. (в соответствии с фгос)
4 слайд - позитивное влияние (презентация)
5 слайд- мелкая моторика (презентация)
6 слайд - общее воздействие:
На мышцы: Массаж способствует повышению работоспособности мышц, при этом ускоряется восстановление работоспособности после усиленной физической нагрузки.
Воздействие массажа на нервную систему.
Нервная система первая воспринимает действие массажа, т. к. в коже находится огромное количество нервных окончаний.
Воздействие массажа на кровеносную и лимфатическую систему.
Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, оказывает влияние на циркуляцию лимфы.
Воздействие массажа на обмен веществ :
В крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Усиливая обмен веществ массаж способствует уменьшению жировых отложений.
Массаж позволяет получить положительный эффект обеим сторонам оздоравливающего процесса. Человек, который делает массаж – развивает мелкую моторику, а это очень важно в дошкольном возрасте.
7-11 слайд- классическая техника (презентация)
Классическая техника массажа предлагает следующие приемы. Я предлагаю попробовать их исполнить. Можно разбиться на пары, если вы не хотите делать в паре, то можно попробовать на своем бедре (см. слайды).
Детский массаж имеет свои особенности.
Массаж- замечательное средство укрепления детского организма, активного взаимодействия детей друг с другом и со взрослым. Но не только это…
12 слайд - цели и задачи
Поэтому мной была поставлена цель
Создать условия для укрепления здоровья воспитанников через проведение массажа.
Она была конкретизирована в следующих задачах:
-Способствовать представлению детей о массаже как способе сохранения и приумножения здоровья.
-Способствовать развитию творческой инициативы детей в процессе придумывания и проведения комплексов массажа.
-Создавать ситуацию эмоционального благополучия в процессе взаимодействия детей и взрослого.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, памяти, воображения при перенесении образа в оздоравливающее действие.
13 слайд - этапы работы
Работа осуществлялась в несколько этапов.
1 этап. Мотивационно – целевой.
Сформировать познавательный интерес к проведению массажа.
В процессе ситуативной беседы о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым, дети высказали идею – делать массаж, стали вспоминать о том, как его делают, где, кто?
Мною была выдвинута проблемная ситуация: А можем ли мы делать массаж друг другу? Что нужно сделать, чтобы наш массаж был полезным и интересным. Совместно с детьми мы решили, в первую очередь, что нам нужно узнать – как правильно делать массаж. А как узнать? Дети предложили спросить у родителей, посмотреть в интернете. Я предложила свою помощь в этом поиске. Так у нас началась эта интересная деятельность.
2 этап. Практический.
-Познакомить детей с приемами массажа, его пользой, гигиеническими условиями организации.
Презентация информации о массаже, собранная детьми.
Формирование первоначальных знаний о приёмах массажа, его пользе, гигиеническим условиям проведения.
3 этап
Создание условий для совместного проведения игрового массажа, по показу педагога.
-Использование условных обозначений приемов массажа на карточках с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, знаками.
- Использование условных обозначений через движение рук и жесты.
-Частичное придумывание сюжета массажа с подбором оздоравливающих движений.
4 этап.
Создание условий для проявления совместной творческой инициативы в придумывании сюжетов, подборе приемов массажа, привлечения компетентных детей.
-Обсуждение темы игрового массажа (по прочитанной книге, просмотренному мультфильму, проведенному мероприятию в группе, событию дома и в группе, теме недели и т. д.).
-Совместный выбор интересной темы.
-Совместное придумывание комплекса массажа детьми.
5 этап.
Создание условий для проявления индивидуальной творческой инициативы в придумывании сюжетов, подборе приемов массажа.
-Проведение массажа по инициативе детей с выбором приемов массажа и придумыванием сюжета каждым ребенком.
Послушайте как это было (аудиозапись игрового массажа, проводимого ребенком с фотосопровождением).
Результатом моей работы стало:
- Дети получили представление о массаже.
- Развилась творческая инициатива, дети стали более открытыми, коммуникативными, общительными. Я стала получать благодарность от родителей (дети сами предлагают сделать массаж своим родным).
- Дети получили эмоциональное благополучие в процессе взаимодействия друг с другом и со взрослым. Я вижу заинтересованность детей в совместной деятельности со мной, когда прихожу в группу. Воспитатели отмечают, то дети хорошо придумывают сказки, стали более отзывчивыми, стрессоустойчивыми. Дети получили возможность самовыразиться через массаж (словесно, эмоционально)
- Совершенствовалась мелкая моторика, память, воображение.
Перспектива:
Создание книги массажей.
Форма взаимодействия с родителями: праздники для детей с привлечением родителей, совместное проведение физкультурных мероприятий, мастер класс родителей.
14 слайд-список источников
Приложение (Авторские техники массажа)
Массаж №1
«Путешествие в лес»
Педагог: разогреваем руки-растирание ладоней, по позвоночнику рисуем дорожку, запретную полоску и т. д. (проводим указательным пальцем по позвоночнику).
• Двое друзей пошли гулять (средними и указательными пальцами обеих рук изображается движение снизу вверх и сверху вниз по спине).
• На пути ребят встретилась река, ребята берут вёсла (разминка плеч обеими руками).
• Ребята сели в лодку и плывут: то по прямому руслу, то по извилистому (ладони скользят по спине сначала по прямой линии, далее волнообразно 3-4 раза).
• Дети вышли на берег и их атаковали комары (указательными пальцами производятся быстрые колющие движения по всей поверхности спины).
• Отбившись от комаров, ребята зашли в лес и увидели зайчиков (четырьмя пальцами имитируем заячьи прыжки по всей спине).
• Зайчики ускакали, а навстречу путешественникам идут лисы, (рёбрами ладоней производятся вертикальные движения - это лисы хвостом заметают следы, а по бокам бегут маленькие лисята - вертикальные движения менее длинные).
• Навстречу путешественникам вышли медведи (лёгкие частые удары кулачками по спине).
• Путешественники встретили рысей (подушечками пальцев совершаются «цепляющие» движения-«как котята висят на шторе).
• Прилетела мудрая сова (перекрёстные движения руками, имитирующие движение крыльев).
• Сова решила научить путешественников уму-разуму (на спине пишется цифра, буква, знак, которые педагог может показывать на карточке или писать в воздухе).
• Уставшие, но довольные путешественники возвращаются к своей лодке (повторение пунктов 1,2).
Массаж №2
«На спортивном стадионе»
Педагог: разогреваем руки-растирание ладоней, по позвоночнику рисуем дорожку, запретную полоску и т. д. (проводим указательным пальцем по позвоночнику).
• Спортсмены отправляются на стадион (средними и указательными пальцами обеих рук изображается движение снизу вверх и сверху вниз по спине, скорость движения постепенно увеличивается).
• На стадионе оказалось много снега и они решили его разгрести (поглаживающие движения ладоней сверху вниз и обратно).
• На стадион вышли футболисты. Педагог задаё т вопрос: сколько спортсменов играет в футбольной команде? (10человек) (десятью пальцами «бегающие» движения по спине).
• Далее на стадион выходят хоккеисты. Они ставят шайбы (вкручивающие движения пятью пальцами, как будто закручиваем крышку на банке).Хоккеисты наносят удары по шайбам (перекрёстные движения руками, имитирующие движение крыльев).
• На стадион выезжают фигуристы (рёбрами ладоней производятся движения в разных направлениях).
• Наши спортсмены замёрзли и хотят попасть в спортивный павильон. Для этого они должны набрать код (на спине пишется цифра, буква, знак, которые педагог может показывать на карточке или писать в воздухе).
• В павильоне выступают гимнасты. Они выполняют кувырки (вкручивающие движения кулачками).
• Спортсмены увидели выступление боксёров (лёгкие частые удары кулачками по спине).
• Ребята заглянули в бассейн (круговые поглаживания по спине раскрытыми ладонями).
• После плавания дети направились играть в настольный теннис (правой рукой слегка оттягивается кожа, а ребром левой ладони выполняется подсекающее движение - ракеткой подбивается мяч).
• Зарядившись энергией спортсмены направились домой (пункт 1).
Массаж №3
«Туристы»
Педагог: разогреваем руки-растирание ладоней, по позвоночнику рисуем дорожку, запретную полоску и т. д. (проводим указательным пальцем по позвоночнику).
• Туристы отправляются в поход (средними и указательными пальцами обеих рук изображается движение снизу вверх и сверху вниз по спине, скорость движения постепенно увеличивается).
• На пути ребят встретилась река, ребята берут вёсла (разминка плеч обеими руками).
• Ребята сели в лодку и плывут: то по прямому руслу, то по извилистому (ладони скользят по спине то быстро, то медленно, имитируя течение реки).
• Дети вышли на берег и их атаковали комары (указательными пальцами производятся быстрые колющие движения по всей поверхности спины).
• Туристы решили развести костёр. Взяли топорики и начали рубить ветки (рёбрами ладоней производятся рубящие движения в разных направлениях).
• Затем разжигаем костёр (ладони сделать «лодочкой» и совершать похлопывающие движения, чтобы спине и ладоням массажиста стало горячо).
• Дети решили попрыгать через костёр (подушечками пальцев совершаются пружинящие движения).
• В лесу была туристическая база. Туристы зашли в помещение, увидели белый рояль и сыграли на нём (движения пальцев, имитирующие игру на рояле).
• К туристам подбежал котёнок (подушечками пальцев совершаются «цепляющие» движения-«как котята висят на шторе).
• За туристами приехал вездеход и повёз их домой (руками, сложенными в замок, производятся прокатывающие движения по спине, а в конце поглаживания).
Массаж №4
«Про принцесс»
Педагог: разогреваем руки-растирание ладоней, по позвоночнику рисуем дорожку, запретную полоску и т. д. (проводим указательным пальцем по позвоночнику).
• Принцессы идут гулять (средними и указательными пальцами обеих рук изображается движение снизу вверх и сверху вниз по спине, скорость движения постепенно увеличивается).
• На пути принцесс встретилась река (разминка плеч обеими руками).
• Принцессы сели в лодку и слуга их повё з: то по прямому руслу, то по извилистому (ладони скользят по спине то быстро, то медленно, имитируя течение реки).
• Девочки вышли на берег и увидели, как по поляне скачут пони (четырьмя пальцами производятся быстрые движения, имитирующие галоп лошади).
• К принцессам подбежали котята (подушечками пальцев совершаются «цепляющие» движения-«как котята висят на шторе).
• Платья оказались порванными, принцессы отправляются к фее. Фея расстилает ткани для платьев (поглаживающие движения ладонями сверху вниз).
• Фея отрезает лишнюю ткань (правой рукой слегка оттягивается кожа, а ребром левой ладони выполняется подсекающее движение).
• Фея берёт иголку и начинает шить (указательными пальцами производятся быстрые колющие движения по всей поверхности спины).
• К новым платьям фея подарила девочкам туфли на каблуках (локтями аккуратно «ходим» по спине).
• Принцессы вышли в сад и стали собирать вишню (большим и указательным пальцами слегка защипывается кожа).
• В сад прилетела бабочка (перекрёстные движения руками, имитирующие движение крыльев).
• Бабочка решила научить принцесс уму-разуму (на спине пишется цифра, буква, знак, которые педагог может показывать на карточке или писать в воздухе).
• Принцессы возвращаются домой (пункт 3)
"Поездка в Казань"
(Арсений Томилов, 7 лет)
Мы с семьей поехали в Казань. Дорога была разной: То ехали по прямой дороге, то по ухабистой ( движение руками: поглаживание вверх-вниз по прямой, затем делая извилистые движения).
Утром Казань нас встретила дождем (указательными пальцами лёгкие постукивания по спине).
Мы подъехали к Татарской деревне. Там было много животных:
прыгали козлята (4-мя пальцами прыгающие движение по спине);
щипали травку гуси (щиплющие движения пальцами, хлопали крыльями (перекрестные движениия рук по спине);
клевали зерна куры (колющие движения указательными пальцами);
поросята крутили пяточками (5-ю пальцами делаем "завинчивающие" движения).
Затем мы поехали в торговый центр "Мега" на каток. Мама каталась отлично (ребрами ладоней движения рук по спине, а я часто падал (волнистые движение рук ребрами ладоней и легкий хлопок-"упал").
Вечером был аквапарк. Я катался с разных горок (волнистые движения рук, постукивания)-меня бросало в разные стороны и я подпрыгивал.
Потом я парился в сауне (ладони чашечкой-похлопывания, что бы спине стало жарко) и нырял в холодную воду (щиплющие, охлаждающие движения).
Я захотел кушать и что бы попасть в кафе, пришлось открыть кодовый замок моего шкафчика. Какой он был-отгадайте (пишем на спине цифры, знаки.
Мы весело провели время, а я очень устал. Сел в кресло, уснул, проснулся уже в Кирове.
Съездите все- не пожалеете!
Прогулка в детском саду
(подготовительная группа "Золотая рыбка")
Вчера мы ходили гулять, намело много снега (перекрестные движения рук по спине).
Мы шли то прямой дорогой, то по снегу (поглаживающие движения рук с низу вверх + похлопывания).
Пошел снег, снежинок было много (указательными палцами постукивания по спине).
Мы начали играть в разные игры:
лепили снежки и бросали в мишень (оттягивание кожи, другой рукой рубящие движения по ней);
девочки избражали кошечек (4-мя пальцами-прыгаем, бегаем по спине);
ребята кувыркались (кулаками делаем поворачивающие движение).
Вдруг на наш участок приземлилась летающая тарелка (давящие движения кончиками всех пальцев, оттуда вышли инопланетяне (2-я пальцами шагающие движения по спине).
Мы сначала испугались (вибрирующие движения всей ладонью-"затряслись").
Но наша воспитатель Алевтина Алексеевна быстро нашла с ними контакт и стала учить их уму-разуму- писать цифры и буквы на снегу (на спине пишем буквы, знаки, цифры).
После урока гости замерзли, мы их научили греться (похлопывание ладонями-чашечками по спине+ двумя пальцами бегающие движения).
Ребята звали их с собой, но им тоже надо было по делам. Мы попрощались и пошли в детский сад.
Полет в космос
(подготовительная группа "Семицветик")
Мы сели на ракету и полетели в космос (движение рук снизу вверх, полет проходил не спокойно. Нас то трясло (вибрация руками, то летели нормально (поглаживающие движения сверху вниз).
Наконец, мы преземлились на неизвестной планете и на нас посыпалась звездная пыль (колющие движения указательными пальцами) - мы стали блестящие!
Поверхность планеты была очень мягкая, как батут и мы стали дуреть:
кувыркаться (кулаком делаем вращательные движения);
прыгать (двумя пальцами делаем прыгающие движения);
ползать (4-я пальцами движения по спине).
На этой планете можно было летать и мы делали это! (прекрестные движения рук-"взмахи крыльями").
Вдруг нам на встречу вышли жители этой планеты. Они были хорошие и мы стали играть с ними в футбол (движение по спине всеми пальцами-бегают 10-ть футболистов и легкий шлепок-гол).
Мы все замерзли и пошли собирать космический хворост (щиплющие движения всеми пальцами, набрали много и подули на него (глубокий вдох-губы трубочкой- выдох 3-и раза, загорелся костер (ладонями чашечками похлопывание по всей спине).
Нам очень захотелось домой. Мы попрощались с жителями и пошли к своей ракете, но вход оказался заблокирован. Ребята стали подбирать код (пишем на спине буквы, цифры).
Затем мы сели в ракету и полетели домой.
"Три охотника"
(по прочитанной сказке Н. Носова.
Марьяна Кислицина 7 лет).
Собрались друзья-охотники на поляне и рассказывают небылицы.
Дядя Ваня: пошел зимой в лес-дорога ведет то прямо, то петляет (поглаживающие движения рук-прямо и делая волнообразные-петляет).
Пошел сильный снег (колющие движения указательными пальцами).
Вдруг охотник увидел волка и побежал (бегущие движения двумя пальцами, а волк за охотником (бегущие движения 4-я пальцами).
Волк бежит зубами щелкает (щиплющие движения пальцами).
Охотник залез на дерево (движение руками снизу вверх-на плечи).
Потом еще волки пришли (движение 4-я пальцами).
Охотник испуглся (вибрирующие движения рук) и упал, думал волки съедят, но провалился к медведю в берлогу.
Медведь вскочил, затопал (удары кулаками по спине со стороны мизинца)
и давай волков гонять.
Охотник вылез из берлоги и убежал (движение двумя пальцами).
Дядя Кузьма пошел в лес и встретил медведя (движение кулаками).
Охотник-бах из ружья (колющие движения указательным пальцем, положил медведя в сани и поехал в деревню (скользящие движения ребрами ладоней вверх вниз, вправо влево).
Кузьма привез медведя в деревню и тут прибежал пёсик (бегающие движения 4-я пальцами по спине) и цап медведя за ухо (щиплющие движения).
Медведь подпрыгнул и побежал (кулаками легкие удары по спине, охотник от него.
Во время погони они оказались в курятнике. Куры крыльями хлопают (перекрестые движения рук, клюются (колюще-щиплющие движение пальцами).
Охотник выбежал из курятника и упал, медведь как тряхнул его лапой (трясущие движения рук). Кузьма открыл глаза - а это его жена будит, говорит "ВСТАВАЙ". Он очень обрадовался, что это был сон!