лилия самойленко
Развитие творческого воображения, речевой активности детей с использованием ТРИЗ-технологии на занятии по лего-конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения и речевой активности детей с использованием ТРИЗ-технологии на занятии по конструированию из ЛЕГО «Необычные животные»
Конструирование – это не только замечательный способ весело провести время, но и стимулятор речевого развития и креативного мышления ребенка. В течение курса занятий дети создают свои творения, начиная от простых задач и двигаясь к более сложным, учатся конструировать под задачу, подбирая необходимые ресурсы.
Публикация «Развитие творческого воображения, речевой активности детей с использованием ТРИЗ-технологии на занятии по лего-конструированию» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Целью Лего-конструирования является развитие конструкторских способностей, творческого воображения и речевой активности детей.
Задачи по областям обучения:
- когнитивное развитие (выстраивание последовательности событий и решение задач, работа с воспоминаниями и выстраивание последовательности событий);
- развитие речи (пополнение активного и пассивного словарей, эффективное общение, использование всех частей речи при пересказе, использование описательного языка во время упражнений);
- творческое развитие (адаптирование рассказов к поставленной задаче);
- социальное и эмоциональное развитие (сотрудничество и изучение ролей и обязанностей, чувство собственного «Я», совместная работа, определение и понимание эмоций, понимание взаимоотношений).
Кроме «стандартного» набора задач — развитие у ребенка мелкой моторики, пространственных представлений, мышления и логики - конструктор ЛЕГО может быть ресурсом для творческого и речевого развития. Для этого мы используем ТРИЗ-технологию.
ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) - это методика по развитию творческого мышления у детей, подготовка их к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
В наше время потребность в людях, умеющих мыслить творчески, нестандартно, возрастает, и эту потребность нужно восполнять.
Как и любое развитие, развитие творческого мышления, умение создавать что-то свое, а не только по шаблону, закладывается в самом юном возрасте, и важно не упустить этот момент. Использование элементов ТРИЗ в наших занятиях :
• помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить)
• творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения)
• личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).
В течение года на наших занятиях ребята научатся :
•находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.
• фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др.
• решать сказочные задач и придумывать разные сказки с помощью приемов ТРИЗ.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях.
Каждое занятие ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ с элементами ТРИЗ состоит из разминки для пальчиков, теории (знакомство с Лего-словарем, повторение цветов и фигур, развитие речи) и практики (конструирование и ТРИЗ)
Основные виды деятельности :
• конструирование по аналогии
• конструирование под задачу
• импровизация в заданных условиях
• разработка проекта и его выполнение
Занятия по Лего-конструированию с использованием ТРИЗ-технологии «Необычные (несуществующие) животные».
Срок реализации проекта – 8 занятий по 30 минут.
Целевая аудитория – дети дошкольного возраста, в частности дети в возрасте 5-6 лет.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Построение животных из Лего-конструктора для развитие мышления и творческого воображения.
Цель – развитие конструкторских способностей, творческого мышления, развитие активного и пассивного словарей, составление мини рассказов.
Курс из 7 занятий по теме «Животные из Лего страны» :
1 занятие – медведь,
2 занятие – заяц,
3 занятие – кошка,
4 занятие – собака,
5 занятие – жираф,
6 занятие – верблюд,
7 занятие – крокодил.
7 занятий строились по принципу построения Лего-животных по образцу, по аналогии с обязательным дальнейшим составлением описательного рассказа каждым воспитанником.
Таким образом, каждый ребенок научился с использованием Лего конструктора не только создавать постройки в виде животных и закрепить знания о них, но и составлять описательный рассказ по построенному, фантазировать.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ, ИТОГОВЫЙ.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «НЕОБЫЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»
«Необычные животные» - это итоговое восьмое занятие из цикла занятий по теме «Животные».
Цель итогового занятия : С одной стороны развитие конструкторских способностей, мышления, диалектичности, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Главные задачи:
- построение животного, которого не существует в природе
- работа с воспоминаниями и выстраивание последовательности событий,
- составление описательного адаптированного рассказа по построенному необычному животному с выдуманным названием.
Задание по построению необычного (несуществующего) животного представляет собой мини-тренинг на воспоминания предыдущих занятий, развитие речи.
ТАКИМ ОБРАЗОМ: ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ способствует развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности.