Наталья Герасимова
Развитие творческого воображения при ознакомлении с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им
решается участь человека».
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка,
открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным
средством духовного развития личности.
Публикация «Развитие творческого воображения при ознакомлении с художественной литературой» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для воображения характерны следующие процессы и приемы:
- Типизация (особое обобщение) – заключается в создании сложного,
целостного образа, носящего синтетический характер. Например,
существуют профессиональные образы рабочего, врача и т. д.
- Комбинирование – представляет собой подбор и соединение определенных
черт предметов или явлений. Комбинирование это объединение исходных
элементов по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования
является опыт человека.
- Акцентирование – заключается в выделении определенных черт, признаков,
сторон, свойств, их преувеличения или преуменьшения. Классическим
примером является шарж, карикатура.
- Реконструкция – заключается в определении целостной структуры образа
по части, признаку или какому-нибудь свойству.
- Аглютинация, т. е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной
жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок
человек – зверь или человек – птица.
- Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение
предмета или отдельных его частей. ( Пример: мальчик с пальчик).
- Уподобление – позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или
иные процедуры (моделирование, схематизация и т. д.).
- Расчленение - заключается в том, что новое получается в результате
разъединения частей объектов.
- Замещение – это замена одних элементов другими.
- Аналогия – заключается в создании нового по аналогии (сходству) с
известным.
Творческое воображение – достаточно сложный психических процесс.
Творческим воображением называется самостоятельное создание новых
образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть
деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое
воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения
ребенка.
По мнению Роберта Семеновича Немова воображение можно
развивать, но только при помощи специальных упражнений и приемов. В
творческих видах деятельности развитие воображения происходит,
естественно, во время занятий данными видами деятельности.
Основной вид деятельности детей игра. Ребенок в игре развивается, а
следовательно в игре складывается и развивается и воображение ребенка.
Формируясь в игре, творческое воображение переходит так же и в
другие виды деятельности дошкольника: рисование, сочинение сказок,
стишков. Большое значение в развитии творческого воображения имеет
детское словотворчество. Но если внимательнее присмотримся к продуктам
детского словесного творчества, то почти всегда найдём в них близость к
хорошо известным детям сказкам и историям. Нередко дети, фантазируя,
используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые
добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок
или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.
Детский возраст считается самым благоприятным периодом для
развития творческих способностей. Но благоприятное формирование и
развитие творческих способностей возможно при создании определенных
условий и при использовании определенных методов и приемов.
Особо хочется выделить художественную литературу, как средство
развития формирования творческого воображения детей дошкольного
возраста.
Она является богатейшим источником развития фантазии ребёнка.
Учеными доказано, что чтение художественной литературы необходимо для
развития мышления маленького ребенка. Она учит малыша думать,
оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь и
выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка,
постигающего окружающий мир.
Существует множество приемов работы с художесчтвенной
литературой, которые могут использовать воспитатели для развития
воображения детей. Среди них моделирование. Использование моделей
позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей
сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и
абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и
знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы
чувств.
Работу рекомендуется проводить в два этапа.
На первом этапе целесообразно вводить наглядные модели только в
процесс пересказывая детьми русских народных сказок. Цель на этом
этапе работы — научить, с помощью заместителей, выделять самые главные
события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на
сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и
подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают
теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.
Второй этап является уже творческим и направлен на обучение
составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя
наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включать в работу с детьми
разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые
помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов,
шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных
решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.
Каждый этап имеет подробное описание. Работу по обучению
пересказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трёх
лет. Разыгрывать с заместителями можно такие сказки, как «Колобок»,
«Кот, Петух и Лиса», «Лиса и Рак», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух»,
«Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки,
формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно
использовать разные наглядные модели.
Наиболее простой вид наглядных моделей — модель сериационного
ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной
величины. Например, чтобы разыграть сказку «Репка» нужен жёлтый кружок
(репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми
можно обсудить, кого из героев произведения должна замещать та или иная
полоска. Затем, когда эту часть работы дети успешно осваивают, уместно
предложить самим раскладывать заместители в нужном порядке.
Позже, после овладения детьми сериационным рядом, можно
использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования
характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку, а дети
выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее).
Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных
цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. Например, к
сказке «Лиса, Заяц и Петух» нужны следующие круги: белый (заяц,
оранжевый (лиса, серый (собака, коричневый (медведь, красный (петух).
В некоторых сказках целесообразно сочетать два вида моделирования:
двигательный и сериационный ряд. В этом случае дети сначала вспоминают
сказку и решают, какому животному какой круг подходит. Затем
воспитатель рассказывает сказку, а дети показывают на соответствующий
круг и выполняют с ним простые действия.
При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребёнок понимал
принцип замещения. Поэтому до начала занятия следует обсудить, какой
круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребёнок может
использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида
персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную
Шапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например, в
сказке «Теремок», тогда заместителями будут полоски разной длины.
Возможно также использование символики цвета, когда положительный
герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный — тёмными
(например, Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться чёрным кругом, а
Добрый Молодец — белым).
Ребёнку нужно помочь не просто играть с предметами-заместителями,
но чётко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему
анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребёнок делает
не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи
— показать основные действия и события сказки.
Например, сказка «Снегурушка и лиса». После прочтения слов о том,
как Снегурушка отпрашивается у дедушки и бабушки в лес погулять, кто-то
из детей выкладывает кружок, обозначающий Снегурушку возле дедушки и
бабушки, воспитатель зарисовывает эту ситуацию на схеме. Затем
последовательно зарисовываются следующие эпизоды. Каждая схема
делается взрослым после того, как дети с помощью кружков изобразят
соответствующую ситуацию. Потом детям предлагается по этим рисункам
рассказать сказку. Если дети путают последовательность рисунков, то можно
лишние прикрывать листом бумаги, оставляя открытым только тот рисунок,
по которому они должны рассказывать в данный момент.
Данное задание не предусматривает дословный пересказ. Оно
направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий
смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события.
Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности
(изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая,
рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель
другой. У детей появляется возможность придумывать собственные истории,
рассказы, сказки, то есть в работу включается воображение. И эта работа
предусматривается на втором этапе введения моделей и схем при
ознакомлении с художественной литературой.
Чтобы дети почувствовали в себе и желание творить, поверили в свой
успех, необходимо провести подготовительную работу, которая заключается
в формировании у детей внутреннего комфорта, бесстрашия перед новым
шагом, ощущения полноты жизни. Поэтому целесообразно подобрать
комплекс игр и упражнений «открытого типа», то есть имеющие не
единственное верное решение, и одновременно развивающие
наблюдательность. Например, игры «Хорошо — плохо», «Какой — какая»,
«На что похожи (а)», «Цепочка слов», «Что это может быть?» и другие. Эта
работа может проводиться следующим образом. Для того чтобы
активизировать внимание детей, заинтересовать их, можно ввести сказочный
персонаж, от имени которого будут даваться задания. Например, это может
быть сказочница или художник. Он (или она) сообщает, что принёс
(принесла) волшебный кружок. Прикатиться он только к тому, кто сам
придумает, на что (на кого) этот кружок похож. В течение года
целесообразно проводить целую серию подобных занятий с участием
кружков самых разных цветов (синий, зелёный, белый, коричневый, чёрный,
фигурки разных форм (треугольник, квадрат, круг, овал, палочки разной
длины. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии, ребята
придумывают что-то своё, почти исчезают беспомощные повторы уже
услышанных ответов.
Позже, когда достигаются такие результаты, можно усложнить задания.
Например, после прочтения сказки «Смоляной бычок» предложить
оранжевый кружок и попросить детей придумать, кто такой, похожий на этот
кружок мог бы прийти к бычку и потом что-то принести Тане. Такое же
задание целесообразно давать к сказке «Лисичка со скалочкой», «Колобок»,
«Теремок» и др.
Очень важно отметить, что ребята не просто придумывают, свободно
фантазируют, а решают задачу с вполне определёнными условиями.
На этом этапе работы дети научились представлять предметы,
отталкиваясь только от одного видимого признака. Теперь уже можно дать
задание, представить, придумать некоторую целостную ситуацию, ввести её
в несложный сюжет, включить её в свою выдумку, хотя и с опорой на
наглядную реальность.
Детям предлагается от имени художника дорисовать картину. На листе
бумаги схематично изображён человечек. Детям предлагается придумывать
про человечка, а воспитатель должен зарисовывать всё, что дети предложат.
Потом после окончания изобразительной части работы, целесообразно
предложить задание: придумать про мальчика любую историю.
Позже можно давать задания: придумать домик и того, кто в нём живёт
и рассказать, что с ним однажды случилось; а также про цветок и бабочку,
поезд и котёнка, грузовую машину и др.
Теперь можно попробовать ещё усложнить задание. Надо уменьшить
опору на реальность. Ведь ребёнку проще рассказать что-то, когда он видит
перед собой детально нарисованные изображения, чем просто представлять
себе что-нибудь. Но в то же время рано переводить детей к сочинениям
только по собственным представлениям, надо сохранить направленный
характер воображения, необходимость следовать определённой задаче.
Целесообразно вновь вернуться к цветным кружкам. Но теперь они даются
детям индивидуально и не по одному кружку, а для начала по два - три
разных цветов. И уже недостаточно просто назвать, на кого или на что они
могут быть похожи, а надо придумать, кто это такие и что с ними однажды
случилось.
И конечно, новое задание вызывает новые трудности. Одно дело, когда
придумывали все вместе, когда перед глазами была довольно полная картина,
и совсем другое, когда надо фантазировать, глядя на кружки. И уже не
просто придумать, на что они могут быть похожи, но и составить историю.
Таким образом, дети учатся придумывать собственные истории и
сказки, у многих отмечается оригинальность, развёрнутость сюжета,
последовательность изложения. Собственные творения получаются
эмоционально окрашенными, дети избегают повторений, каждый старается
сам.
Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга
должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.
Литература :
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте :
Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. –
93 с.
2. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль:
"Академия развития", 1997. – 240с., ил. – / Серия: "Вместе учимся,
играем"/.
3. И. Лебедева С. А. Развитие познавательной деятельности дошкольников
на основе схематизации. - Вопросы психологии. - 1997. - №5. - С. 20-27.
4. Лосева В. Влияние репрезентативной системы на развитие творческого
воображения дошкольников. - Прикладная психология и психоанализ. -
2001. -№4.-С. 47-53.
5. Розин. Что такое воображение? - Мир психологии. - 2002. - №1. -
С. 238-247.