Никулина Татьяна Леонидовна
Развитие творческого потенциала личности ребенка через театральную деятельность в современных условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОУ
Никулина Татьяна Леонидовна,
воспитатель МАДОУ ДС№73 «Мишутка»
Старооскольского городского округа
"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". В. А. Сухомлинский.
Публикация «Развитие творческого потенциала личности ребенка через театральную деятельность в современных условиях ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых методов подготовки детей к школе. Значительные перемены происходят и в системе образования. Главной целью современной школы является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, учебных знаний и творческих способностей. И сегодня уже многие педагоги осознают что истинная цель обучения это не только приобретенные знания, но и развитие наблюдательности, развитие воображение и воспитание творческой личности в целом. Поэтому процесс развития у дошкольников творческих способностей является важнейшей задачей современного ДОУ. Эти способности у детей следует развивать как можно раньше, начиная уже с первой младшей группы детского сада, потому как уже в этом возрасте они открыты для общества и проявляют свои творческие способности.
Ведущей деятельностью в детском саду является игра. Дети охотно играют, их не надо заставлять этого делать. Так играя с ребенком, мы общаемся с ним на его территории. У каждого ребенка в детском возрасте появляется и свой театр. Детский театр возникает из оживления предмета. Каждый ребенок стремиться к актерству. Театрализованная деятельность является источником развития чувств. Сами театрализованные представления в жизни ребенка важны, они заставляют его сопереживать персонажам, приобщая его тем самым к духовным ценностям. Театрализованная деятельность в ДОУ способна раскрыть творческий потенциал ребенка. Театрализованная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС может быть включена в образовательную деятельность. Занимаясь театром с детьми дошкольного возраста, мы делаем их жизнь, интересной, насыщенней событиями, яркой и главное наполняем ее радостью творчества.
Ближе всего к детскому литературному творчеству, стоит только детское литературное творчество. Драматизация сказки это и есть распространенный вид детского творчества. Она и близка и понятна для дошкольников. Это легко объяснить двумя моментами, так как драма основанная на действии самого ребенка, наиболее близко и действенно связывает художественное творчество с личным переживанием. Следующей причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма непосредственно связана и с игрой, и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и есть ценность детской театральной постановки. Для дошкольников сама театральная постановка становится материалом для самых различных видов творчества. В ДОУ театрализованная деятельность способствует развитию творческого потенциала дошкольника. Через эту деятельность дети учатся понимать окружающий мир, умение создавать свой художественный образ персонажа, у них является творческое воображение. Театральное искусство - понятно детям, так как в основании его лежит игровая деятельность. Ведь театрализованная деятельность – один из самых ярких и эмоциональных способов, который формирует у детей художественный вкус. Театральная деятельность направлена на развитие творческой личности. Эта деятельность дает возможность детям раскрепоститься, способствует развитию психических процессов, помогает пробрести чувство уверенности, радости и успеха. Она дает возможность сочетать несколько видов искусства - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры. Театральное творчество удивительным образом воздействует на эмоциональный мир ребенка. Занятия театральной деятельности внедрены в общую стратегию воспитательной деятельности.
Огромная роль в развитии театральной деятельности принадлежит и воспитателю. Так как воспитатель не только выразительно рассказывает сказки, но и готов к любым превращениям, то есть умело владеет основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Он является активным участником игры, и показывает своим воспитанникам какой, разнообразной может быть интонация, жесты, движения и постановки. В результате дети уже к концу учебного года умело владеют необходимыми навыками театральной деятельности. Они эмоционально относятся к своим героям. Лишь благодаря тесному взаимодействию воспитателя и ребенка можно достичь определенных целей: создать атмосферу для развития творческой личности.
В детском саду мы используем разнообразные кукольные театры, такие как бибабо, теневой театр, пальчиковый, настольные и другие игрушки для инсценирования различных стихотворений и знакомых сказок. Кукольный театр оказывает весьма значительную роль в развитии творческих способностей дошкольников. Он не только воспитывает детей, он их развлекает, учит фантазировать, заставляет сопереживать происходящему, вызывает позитивные эмоции. Дети знакомятся с театральной куклой уже с 2 –х летнего возраста. Дети любят сказки - «Курочка - ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Лиса и петух», «Репка» и другие. Вовлекая дошкольников в театральную деятельность, мы обговариваем с ними увиденное. Детям младшего дошкольного возраста еще тяжело выучить текст роли, поэтому они роли персонажей показывают жестами, а дети старшего возраста легко с текстами ролей. В группе среднего возраста мы продолжаем учить детей объединять в ролях и движения и слова, развивать чувства партнера Важно не то, что ребенок самостоятельно инсценирует знакомую ему сказку но и то что он получает положительные эмоции от этого. Дети сочувствует героям сказки, у них развивается чувствительность, формируется представление о плохих и хороших людских поступках. Привлекаем ребят к созданию декораций к знакомым сказкам. Приобщаем к играм и малоактивных детей. С детьми старшего дошкольного возраста организовываем специальные экскурсии, прогулки, наблюдение за окружающим миром. Во время которых дети в обращают внимание на поведением животных, слушают пение птиц, обращая внимания на поведения людей, отмечая особенности жестов, мимики и интонации. Для развития творческих представлений мы предлагаем детям разные задания например: «представьте море, песок, на пляже солнце, мы лежим и загораем. Быстро встали, подбежали к морю, сейчас будем нырять», Предлагаем и задания другого характера «пройди как Лиса Патрикиевна», «Зайди как Снежная Королева». В своей работе используем мимические этюды. Все эти задания включают детей в творческую игру. Театральная деятельность развивает у детей не только психические функции личности ребенка, но и художественные навыки творческой личности, способствуя дошкольникам адаптироваться в социальном мире, помогая детям понять правила поведения взрослых. Очень важным и своевременным решением было организовать «Комнату сказок», «Музыкальная гостиная». В «Комнате сказок» дети проводят занятия по театральной деятельности. и могут найти здесь разные виды театров :
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
- стендовый театр (фланелеграф, теневой);
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежки теней);
- куклы Марионетки;
-театр «рукавичек»
- театр живой игрушки – ростовые куклы.,
Все атрибуты театрального уголка отвечают нормам безопасности для жизни и здоровья детей. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность в дошкольной группе.
Театральные игры мы рассматриваем, как импровизации театральных представлений. Дети имеют и свои реквизиты: игрушки, мебель, одежду. Ребята в нашей группе выступают в роли режиссера, декоратора, поэта, тем самым выражает сами себя. Благодаря этой деятельности у дошкольников формируется правильная модель поведения, повышается уровень культуры детей, в свою очередь это дает возможность более близкого знакомство с литературой, искусством, изобразительным творчеством, с правилами этикета, обрядами и традициями. Прежде чем начать театральное представление, мы вместе с детьми читаем сказку – сценарий, обговариваем его, и лишь затем дети самостоятельно выбирают себе роль. После этого вместе рисуем эскизи костюмов персонажей, изготавливаем декорации, или же лепим сказку, моделируем ее из пластилина. Мы вместе с детьми слушаем музыку, а затем выбираем музыкальные фрагменты к нашему спектаклю. Репетируя роль вслушиваемся в музыкальное произведение, которая помогает лучше изобразить героя сказки. Часто дети меняются ролями. В своей практике используем такие театры, где дети не говорят, а только показывают действия, а педагог рассказывает. Театрализованные игры позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, так как во время игры дети чувствуют себя свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей. Обязательные занятия актерского мастерства отлично тренируют речевой аппарат, дикцию и формирует правильное дыхание. После чего голос становится звучным, а речь внятной. Театральные занятия способствуют и развитию речи у детей. Дети учатся строить правильные фразы, а ребята старшего дошкольного возраста становятся более уверенными, избавляясь от слов паразитов. Занимаясь в театральном кружке, дети быстрее находят общий язык со сверстниками, становясь более открытыми при общении. Театральная обстановка прекрасная тренировка дисциплины, и самодисциплины, заставляя детей дошкольного возраста брать ответственность на себя. И наконец театр - это кладезь остроумных цитат и изречений. Он прекрасно тренирует память Театрализованные игры это игры, которые имеют фиксированные содержание в виде литературного произведения, разыгранного самими детьми в лицах. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключение, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры. Как и в настоящем спектакле, в них жест, поза и походка создают конкретные образы. Театрализованные игры отличаются от сюжетных игр не только сюжетом, но и характером самой игры. Они представляют собой богатейшее поле для развития творческих способностей у дошкольников, и являются мощным толчком к дальнейшему развитию личности ребенка.
При организации театральной деятельности мы используем разные игрушки и куклы, которые выпускаются промышленностью. Но большую часть используем игрушки - которые, изготовили наши дети самостоятельно, так как они представляют большую ценность, они развивают не только ручные умения но и творческие способности детей. Эти игрушки дети делали из бумаги, картона, поролона, коробок, из природного материала.
По способу управления различают пять видов кукол в театральной деятельности дошкольников :
Куклы марионетки это куклы проходят по полу к ее голове ногам и рукам Марионетки прикреплены нитки, с помощью которых актер заставляет куклу передвигаться.
Куклы рукавички надеваются непосредственно на руку, с палочкой актер работает двумя руками - одной рукой он держит корпус, другой управляет палочкой, которая прикреплена к руке.
Настольный театр, один из весьма доступных видов театра для детей дошкольного возраста, особенно для младших дошкольников. Дети в этом возрасте уже освоили первичные навыки режиссерской театрализованной игры Чтобы изготовить персонажей для него понадобится цветной картон ножницы клей фломастеры. Куклы предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе и достаточно легко перемещаться на нем. Туловище кукол имеет форму конуса, к которому прикрепляются голова и руки. Величина такой куклы может достигать от 10 до 30 см. в высоту. Управлять такой куклой довольно легко. Ребенок берет игрушки со спины таким образом, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, он ведет этот персонаж по столу в соответствии с сюжетом той самой инсценировки. Очень важно чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы.
Теневые куклы – плоское изображение живого существа, который создает тень на экране. Особой популярностью в нашей группе используется и фланелеграф.
Плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, магнитный театр.
Игрушки - говорушки, куклы из воздушных шаров.
В работе по театрализованной деятельности важно участие родителей воспитанников, задача которых заключается в содействии творческому развитию детей. Такая форма работы способствует повышению интереса родителей к проблемам детского сада, Конечно же, не все родители имеют творческие способности к театральной деятельности, но они охотно принимают участие в детских спектаклях. Мы с огромным удовольствием предоставляем им такую возможность. Родители помогают нам организовывать спектакли следующим образом:
- пошив театральных костюмов;
- изготовление декораций;
- изготовление атрибутов;
Так совместными усилиями был поставлен спектакль «Муха - цокотуха», «Рукавичка» и другие, Эти совместные мероприятия способствовали сближению между родителями, педагогами и детьми, в результате чего сложились доверительные отношения.
Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому мы их используем в самых разнообразных формах
работы с детьми.
Литература:
1. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.
2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.