Папки-передвижки

Развитие творческого мышления у детей 5–6 лет посредством мозгового штурма

Анна Звонар
Развитие творческого мышления у детей 5–6 лет посредством мозгового штурма
▼ Скачать + Заказать документы

Занимаясь исследованием творческого мышления, В.  П.  Зинченко пришёл к выводу, что «принятие решения и решение проблем, – разные вещи», поскольку «решение, принятое «без проблем», их не снимает, они остаются, но тогда уже не проблема стоит перед человеком, а он перед ней и стоит часто на коленях». Исходя из этого, необходимо с дошкольного возраста уделять особое внимание развитию творческого мышления у ребёнка.

Публикация «Развитие творческого мышления у детей 5–6 лет посредством мозгового штурма» размещена в разделах

По мнению Ф.  Т.  Михайлова, творческое мышление – высшая форма творческой активности личности [3, С.  403]. Дж.  Ниренберг определяет творческое мышление как составную часть интеллекта, отвечающую за познание нового [1]. Данные исследователи дают широкое определение понятию «творческое мышление», отождествляя его с понятием «мышление». В узком смысле, с точки зрения В.  Н.  Рыбинского, творческое мышление понимается как психический процесс, основанный на выделении из общего потока информации главных идей и конструктивном их использовании индивидом в своей деятельности [4, С.  7].

В психологии к пониманию проблемы развития творческого мышления существует два подхода. Первый подход – эмпирический. Его представителями являются Д.  Гартли, Дж.  Пристли (ассоциативная психология, Э.  Торндайк, Дж.  Уотсон (бихевиоризм, М.  Вертгеймер, К.  Коффка (гештальт-психология). С позиций данного подхода мышление противопоставляется природе. Второй подход – материалистический, представленный в трудах советских психологов (Д.  Б.  Богоявленской, Л.  С.  Выготского, П.  Я.  Гальперина и др., основывается на понимании и обосновании взаимосвязи между мышлением и природой. Именно в рамках данных подходов возникают новые пути развития творческого мышления, которые, порождают конкретные способы развития данного психического процесса. Среди этих способов А.  В.  Савенков выделяет репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (творческие) [5].

К продуктивным способам развития творческого мышления относится метод мозгового штурма, который основан на генерировании наибольшего количества оригинальных идей за определённый промежуток времени. Однако в работе с детьми старшего дошкольного возраста использование метода мозгового штурма в чистом виде не представляется возможным, поскольку дети 5–6 лет не готовы к ответственному принятию на себя определённых ролей (эксперты, генераторы идей, протоколисты и др., не умеют читать и писать, а это является необходимым условием реализации данного метода.

На основе работ О.  Е.  Озёровой, Л.  Ю.  Субботиной и сказки Т.  Александровой «Домовёнок Кузька» разработана методика развития творческого мышления у детей 5–6 лет посредством индивидуального мозгового штурма. Для этого из цветного картона был изготовлен специальный плоскостной наглядный материал, который по мере проведения методики последовательно предъявлялся ребё нку: дом Бабы-Яги (21x35 см, десять фигурок с изображением Кузи и по одной фигурке с изображением мышки, двери, глыбы льда, костра, кактуса, кота (2x3 см).

В экспериментальной работе, проведённой индивидуально, принимали участие двадцать детей старшего дошкольного возраста: по десять в экспериментальной и контрольной группах.

Каждому участнику экспериментальной группы давалась инструкция, включавшая продолжение сказки про Кузьку домовёнка. Экспериментатор рассказывал ребёнку о том, как Баба-Яга из этой сказки выстроила для себя новый четырёхэтажный Дом для плохого настроения и, поймав Кузю, закрыла его на чердаке, чтобы потом съесть, а сама улетела. Кузя очень расстроился. Мышка, которая жила на чердаке, пожалела Кузю и рассказала секрет Дома для плохого настроения: любое препятствие, встречающееся на пути, можно преодолеть, придумав пять способов, как от него избавиться. Ребёнку предлагалось помочь Кузе убежать из Дома Бабы-Яги, последовательно предложив пять способов того, как:

открыть дверь на чердаке,

избавиться от глыбы льда на четвёртом этаже,

потушить костёр на третьем этаже,

бороться с кактусом на втором этаже,

обмануть чёрного кота на первом этаже.

Когда ребёнок справлялся с заданием и освобождал Кузю из плена, он получал картонную фигурку Кузи в подарок.

С целью выявления уровня развития творческого мышления у детей были определены следующие критерии: беглость, гибкость, оригинальность, логичность. На их основе в ходе констатирующего и контрольного экспериментов реализовывались следующие диагностические задания:

методика «Дорисовывание фигур» (автор О. Е. Озёрова) [2, С.  159];

тест «Обобщение понятий» (автор Л. Ю. Субботина) [6, С.  123];

упражнение «Нелепая картинка» (автор Л. Ю. Субботина) [6, С.  52];

тест «Выведение следствий» (автор Л. Ю. Субботина) [6, С 63].

Проведение данных заданий с детьми 5–6 лет позволило выявить уровни развития их творческого мышления. На этапе констатирующего эксперимента уровни развития творческого мышления у детей контрольной и экспериментальной групп были примерно одинаковы, с преобладанием низкого и среднего уровней.

По итогам контрольного эксперимента выяснилось, что у детей контрольной группы изменений в уровне развития творческого мышления не произошло, а у детей экспериментальной группы были выявлены значительные изменения: высокий уровень развития творческого мышления вырос на 20 %, средний уровень – на 30 %, низкий уровень выявлен не был.

Таким образом, в процессе экспериментальной работы была доказана эффективность применения методики развития творческого мышления у детей 5–6 лет посредством индивидуального мозгового штурма. Кроме этого, определены педагогические условия развития творческого мышления посредством мозгового штурма :

использование методики развития творческого мышления у детей 5–6 лет посредством индивидуального мозгового штурма;

применение в процессе реализации методики специального наглядного материала.

Реализация данных педагогических условий в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать повышению эффективности развития у них творческого мышления. А развитое творческое мышление поможет ребёнку всегда оставаться хозяином ситуации, знать и понимать тот факт, что из любого, казалось бы, «безвыходного» положения выход всегда найдётся.

Литература:

Ниренберг Дж.  И. Искусство творческого мышления. Минск: ООО «Попурри», 1996. – 240 с. – ISBN 985-438-015-7.

Озёрова О.  Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 192 с. ISBN 5-222-07697-0.

Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б.  Мещерякова, В.  Зинченко. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 896 с. ISBN 5-93878-288-0.

Рыбинский В.  Н. Творческое мышление : Развивающие занятия с детьми. Ярославль: Академия развития, 2006. – 112 с. ISBN 5-7797-0476-7.

Савенков А.  И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 12. – С. 3 – 11.

Субботина Л.  Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с. ISBN 5-9709-0214-4.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик»План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик» Октябрь Тема: «Коллективная работа «Петушок из осенних листьев». Цель: Продолжать способствовать овладению детьми творческой продуктивной.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы "Забывчивый художник" на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого мышления у детей 5–6 лет посредством мозгового штурма
Опубликовано: 8 сентября 2021 в 11:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого мышления у детей 5–6 лет посредством мозгового штурма» (включая файлы) размещена пользователем Анна Звонар в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД