Анна Звонар
Развитие творческого мышления у детей 5–6 лет посредством мозгового штурма
Занимаясь исследованием творческого мышления, В. П. Зинченко пришёл к выводу, что «принятие решения и решение проблем, – разные вещи», поскольку «решение, принятое «без проблем», их не снимает, они остаются, но тогда уже не проблема стоит перед человеком, а он перед ней и стоит часто на коленях». Исходя из этого, необходимо с дошкольного возраста уделять особое внимание развитию творческого мышления у ребёнка.
Публикация «Развитие творческого мышления у детей 5–6 лет посредством мозгового штурма» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
По мнению Ф. Т. Михайлова, творческое мышление – высшая форма творческой активности личности [3, С. 403]. Дж. Ниренберг определяет творческое мышление как составную часть интеллекта, отвечающую за познание нового [1]. Данные исследователи дают широкое определение понятию «творческое мышление», отождествляя его с понятием «мышление». В узком смысле, с точки зрения В. Н. Рыбинского, творческое мышление понимается как психический процесс, основанный на выделении из общего потока информации главных идей и конструктивном их использовании индивидом в своей деятельности [4, С. 7].
В психологии к пониманию проблемы развития творческого мышления существует два подхода. Первый подход – эмпирический. Его представителями являются Д. Гартли, Дж. Пристли (ассоциативная психология, Э. Торндайк, Дж. Уотсон (бихевиоризм, М. Вертгеймер, К. Коффка (гештальт-психология). С позиций данного подхода мышление противопоставляется природе. Второй подход – материалистический, представленный в трудах советских психологов (Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина и др., основывается на понимании и обосновании взаимосвязи между мышлением и природой. Именно в рамках данных подходов возникают новые пути развития творческого мышления, которые, порождают конкретные способы развития данного психического процесса. Среди этих способов А. В. Савенков выделяет репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (творческие) [5].
К продуктивным способам развития творческого мышления относится метод мозгового штурма, который основан на генерировании наибольшего количества оригинальных идей за определённый промежуток времени. Однако в работе с детьми старшего дошкольного возраста использование метода мозгового штурма в чистом виде не представляется возможным, поскольку дети 5–6 лет не готовы к ответственному принятию на себя определённых ролей (эксперты, генераторы идей, протоколисты и др., не умеют читать и писать, а это является необходимым условием реализации данного метода.
На основе работ О. Е. Озёровой, Л. Ю. Субботиной и сказки Т. Александровой «Домовёнок Кузька» разработана методика развития творческого мышления у детей 5–6 лет посредством индивидуального мозгового штурма. Для этого из цветного картона был изготовлен специальный плоскостной наглядный материал, который по мере проведения методики последовательно предъявлялся ребё нку: дом Бабы-Яги (21x35 см, десять фигурок с изображением Кузи и по одной фигурке с изображением мышки, двери, глыбы льда, костра, кактуса, кота (2x3 см).
В экспериментальной работе, проведённой индивидуально, принимали участие двадцать детей старшего дошкольного возраста: по десять в экспериментальной и контрольной группах.
Каждому участнику экспериментальной группы давалась инструкция, включавшая продолжение сказки про Кузьку домовёнка. Экспериментатор рассказывал ребёнку о том, как Баба-Яга из этой сказки выстроила для себя новый четырёхэтажный Дом для плохого настроения и, поймав Кузю, закрыла его на чердаке, чтобы потом съесть, а сама улетела. Кузя очень расстроился. Мышка, которая жила на чердаке, пожалела Кузю и рассказала секрет Дома для плохого настроения: любое препятствие, встречающееся на пути, можно преодолеть, придумав пять способов, как от него избавиться. Ребёнку предлагалось помочь Кузе убежать из Дома Бабы-Яги, последовательно предложив пять способов того, как:
открыть дверь на чердаке,
избавиться от глыбы льда на четвёртом этаже,
потушить костёр на третьем этаже,
бороться с кактусом на втором этаже,
обмануть чёрного кота на первом этаже.
Когда ребёнок справлялся с заданием и освобождал Кузю из плена, он получал картонную фигурку Кузи в подарок.
С целью выявления уровня развития творческого мышления у детей были определены следующие критерии: беглость, гибкость, оригинальность, логичность. На их основе в ходе констатирующего и контрольного экспериментов реализовывались следующие диагностические задания:
методика «Дорисовывание фигур» (автор О. Е. Озёрова) [2, С. 159];
тест «Обобщение понятий» (автор Л. Ю. Субботина) [6, С. 123];
упражнение «Нелепая картинка» (автор Л. Ю. Субботина) [6, С. 52];
тест «Выведение следствий» (автор Л. Ю. Субботина) [6, С 63].
Проведение данных заданий с детьми 5–6 лет позволило выявить уровни развития их творческого мышления. На этапе констатирующего эксперимента уровни развития творческого мышления у детей контрольной и экспериментальной групп были примерно одинаковы, с преобладанием низкого и среднего уровней.
По итогам контрольного эксперимента выяснилось, что у детей контрольной группы изменений в уровне развития творческого мышления не произошло, а у детей экспериментальной группы были выявлены значительные изменения: высокий уровень развития творческого мышления вырос на 20 %, средний уровень – на 30 %, низкий уровень выявлен не был.
Таким образом, в процессе экспериментальной работы была доказана эффективность применения методики развития творческого мышления у детей 5–6 лет посредством индивидуального мозгового штурма. Кроме этого, определены педагогические условия развития творческого мышления посредством мозгового штурма :
использование методики развития творческого мышления у детей 5–6 лет посредством индивидуального мозгового штурма;
применение в процессе реализации методики специального наглядного материала.
Реализация данных педагогических условий в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать повышению эффективности развития у них творческого мышления. А развитое творческое мышление поможет ребёнку всегда оставаться хозяином ситуации, знать и понимать тот факт, что из любого, казалось бы, «безвыходного» положения выход всегда найдётся.
Литература:
Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления. Минск: ООО «Попурри», 1996. – 240 с. – ISBN 985-438-015-7.
Озёрова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 192 с. ISBN 5-222-07697-0.
Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 896 с. ISBN 5-93878-288-0.
Рыбинский В. Н. Творческое мышление : Развивающие занятия с детьми. Ярославль: Академия развития, 2006. – 112 с. ISBN 5-7797-0476-7.
Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 12. – С. 3 – 11.
Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с. ISBN 5-9709-0214-4.