Кудинова Наталья Ивановна
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности
Методические рекомендации
Мысковский городской округ
Автор – составитель: Кудинова Н. И.,
воспитатель МБДОУ №17 «Родничок» 2023
Публикация «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности» размещена в разделах
В работе представлен теоретический и практический материал по организации нетрадиционной изобразительной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Оглавление
Введение…
Глава I. Значение рисования для всестороннего развития ребенка…. ….
Глава II Нетрадиционные методы рисования для развития творческих способностей детей
Заключение….
Список литературы…. …
Приложение…
Введение
Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности. В дошкольном детстве закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы, формируются эстетические переживания.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Художественно – творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью.
Целью данной работы является: развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
Глава I. Значение рисования для всестороннего развития ребенка
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию : зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность является важнейшим средством развития эстетического воспитания, развития художественно творческих способностей детей.
Изучая и анализируя программные и методические источники, а также наблюдая практическую деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении, мной было отмечено, что уровень творческих выражений детской изобразительной деятельности не достаточно высок, для реализации творческих способностей детей педагог должен целенаправленно использовать разнообразные методы и приемы обучения дошкольников рисованию.
Поэтому актуальность моей работы заключается в следующем:
- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Считаю, рисование нетрадиционным способом, интересным и доступным для детей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Изучив все возрастные особенности детей в изобразительной деятельности, в своей работе по развитию творческих способностей большое внимание уделила подготовительной группе возраст 6 - 7лет.
Этот возраст - ключевой в развитии воображения. Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому одним из направлений работы с детьми этого возраста является обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения. Это развитие понимания «души» образа, развитие приемов выразительности. У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все!
Глава II. Нетрадиционные способы рисования для развития творческих способностей детей
Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.
В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. При использовании различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование нетрадиционными способами широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов у детей дошкольного возраста.
Самым доступным из многих способов нетрадиционной техники рисования - является рисование пальчиками (пальцеграфия). Его можно использовать, начиная с младшей группы. Такое рисование развивает мелкую моторику, а, следовательно, и речевые навыки. Одной из разновидностей данного способа является печать от руки, которая проводится в старшей и подготовительной группах. Пальчиковое рисование далеко не единственный способ нетрадиционного рисования, которые используются в работе с детьми.
Работу с детьми по нетрадиционной технике рисования я провожу на занятиях и в свободное время. Во время занятий дети знакомятся с новыми способами рисования, а в свободное время могут рисовать, используя наиболее понравившиеся способы. При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей и желание рисовать (в вечерний отрезок времени или утром до занятий).
Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Я использую возможность общения с родителями, и одна из задач –установить доверительное отношение с ними. Проводили с родителями консультации, беседы и родительские собрания.
А также выставки детских работ по нетрадиционному рисованию для родителей.
Развивая интерес к рисованию, предоставляю детям как можно больше самостоятельности, и помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
В своей работе с детьми на данный момент использую не так много нетрадиционных способов рисования, однако надеюсь, что вскоре я буду не только использовать то, что уже придумано, но и изобретать новые методы вместе с детьми.
Для того чтобы составить полное представление о нетрадиционных способах рисования опишем наиболее распространенные из них:
Пальчики – палитра.
Особенность техники состоит в том, что ребенок рисует не кисточкой, а пальчиками руки, которые он обмакивает в краски разного цвета.
Печать от руки.
Вся ладонь или ее часть обмакивается в краску и оставляется на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.
Печатка.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т. д. Печатки несложно изготовить в совместной деятельности с детьми : на ластике с торцевой стороны рисуется задуманный рисунок и срезается все ненужное. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к листу бумаги,
Тампонирование.
Из марли или кусочка поролона делается тампон. Штемпельная подушка служит палитрой. Набирается краска и легкими прикосновениями к бумаге наносится рисунок.
Трафарет.
Используется в сочетании с техникой "тампонирование". Вырезается трафарет (по желанию и замыслу детей, прижимается пальцем к бумаге, обводится по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Усложнением может быть следующее: в центре листа вырезается силуэт, прикладывается лист к другому листу бумаги и с помощью тампона закрашивается силуэт.
Набрызг.
Суть этой техники в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду может заменить зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой набирается немного краски (щетка держится левой рукой, стекой проводится по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе.
Монотипия.
Используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. На правой стороне от сгибы листа рисуется половина круга, левая сторона прижимается к правой, разглаживается. Затем лист открывается. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.
Кляксография.
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.
Рисование по сырой бумаге.
Для рисования в этой технике понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Нужно намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Акварельным мелком рисуется любое изображение.
Цветные ниточки.
Берутся нитки длиной 25-30 см, окрашиваются в разные цвета. Нитки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выводятся наружу. Половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивать одну нитку за другой. Затем лист разворачивается.
Граттаж.
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Наносится цветной фон акварелью и подсушивается бумага. Весь фон полностью затирается воском: парафином или просто свечой. В розетку наливается черная гуашь, добавляется немного шампуня и тщательно перемешивается. Затем эта смесь наносится на парафиновый лист. Заостренной палочкой процарапывается рисунок.
Рисование по мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозаики.
Рисование восковыми мелками или свечой.
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой. Флейцевой кистью или большим тампоном с краской проводится по листу – на цветном фоне появляется рисунок.
Штрих.
Можно рисовать сангиной, карандашом, углем. Применяется для выполнения графической части рисунка. Штрих применяют игольчатый, спиралеобразный, точечный.
Витраж.
Техника рисования витражей с детьми
Витражные клеевые картинки: Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно наш рисунок можно нарисовать карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты или ватные палочки, окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Заключение.
Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше
получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Многие дошкольные учреждения экспериментируют нестандартные техники рисования, в этом есть свой плюс, ведь тогда дети легче удерживают внимание и приобретают уникальный опыт. Но техники и приемы должны выбираться исходя из их простоты и эффективности. При ее использовании у ребенка не должно возникать затруднений и сложностей. При применении такой техники процесс создания изображения и получение конечного результата должны быть интересными и привлекательными для ребенка.
Список литературы
1. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, [Текст] : учебно-методический материал / Г. Н. Давыдова. – М. : Изд-во Скрипторий 2003, 2008г. – 88с.
2. Казакова, Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Р. Г. Казакова. – М. : ТЦ Сфера, 2009г. – 78с.
3. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985г. – 192с.
4. Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет [Текст] : конспекты занятий / Д. Н. Колдина. – М. : Мозаика - Синтез, 2008г. – 7с.
5. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество [Текст] : методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С Комарова. – М. : Педагогика,1990г. – 326с.
6. Комарова, Т. С. Обучение технике рисования [Текст] : учебное пособие для воспитателей, педагогов, родителей / Т. С. Комарова. – М. : Педагогическое общество России, 2005г. – 144с.
7. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ [Текст] : пособие для воспитателей и родителей / А. В. Никитина. – СПб. : КАРО, 2007г. – 96с.
Приложение 2
Перспективное планирование:
Сентябрь
Непосредственно-образовательная деятельность
«Осенние листочки»
Задачи: Познакомить с приемами печати листьями. Развивать чувство композиции и ритма. Закреплять навыки рисования гуашью.
«Грибы в лукошке»
Задачи: Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек, используя рисование пальчиком. Развивать чувство композиции.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Что стало не так?»
Задачи: Развивать наблюдательность детей, учить выделять цветовые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другими по представлению.
Дидактическая игра «Составь узор»
Задачи: Формировать умение понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов, используя их в декоративной аппликации. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
Самостоятельная деятельность детей
Привлечь детей к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Развивать пространственное воображение. Предоставить разные варианты с правом выбора техники воплощений.
Работа с родителями
Провести анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок?»
Папка-передвижка «Роль рисования в жизни ребёнка»
Окончание приложения 2
Октябрь
Непосредственно-образовательная деятельность
«Осенние деревья. Рябина» (коллективная работа)
Задачи: Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень», с тем, как художник передает красоту осенней природы; закрепить умение печатать листьями, передавать красоту гроздей рябины, используя технику рисования пальчиками; развивать умение рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Найди такой же»
Задачи: Закреплять умение узнавать и правильно называть голубой цвет, различать четыре оттенка голубого цвета. Закреплять понятие «цвет», «оттенок». Формировать умение осуществлять последовательный выбор оттенков голубого цвета в порядке убывания светлоты.
Тематический досуг: «Сказочный лес»
Задачи: Вызвать у детей интерес к сказочному образу, развивать воображение. Доставить радость от встречи со знакомыми сказочными героями. Развивать умение использовать полученные навыки и умения.
Самостоятельная деятельность детей
Побуждать детей к созданию декораций к спектаклю по мотивам сказки «Капризка» авт. Т. Н. Караманенко и Ю. Г. Караманенко.
Работа с родителями
Консультация на тему: «Приобщение к нетрадиционной технике рисования»