Татьяна Тимошкина
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей детей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Поэтому, очень важно – не упустить ранний, а затем дошкольный возрасты, которые наиболее благоприятные для их развития.
Публикация «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В изобразительной деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, которые занимаются художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.
В процессе изобразительной деятельности так же развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов.
Процесс изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам — как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка.
Изобразительная деятельность формируется постепенно. Главное создать условия для её появления и развития, во время заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития.
Формированию и развитию первых представлений о прекрасном, воспитанию эстетического вкуса помогает чтение знакомых художественных произведений и рассматривание иллюстраций известных художников. Рисунки в книге являются одним из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок в дошкольном детстве.
Я постепенно ввожу детей в созданный художниками мир линий и красок для формирования умения эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Так, например, в работах Ю. Васнецова очень большую нагрузку несет цвет. От него так и веет радостью и усиливает восприятие образов. С детьми рассматриваю не только кто или что изображено, но и какой это персонаж, как изображен, какое настроение, отношение вызывает изображение. Иллюстрированные художниками книжной графики птицы и животные очень самобытны, они близки и понятны детям. Благодаря творчеству замечательных мастеров я постепенно формирую интерес у детей к книжной иллюстрации, способствую развитию собственной изобразительной деятельности ребёнка.
В совместной деятельности с детьми можно использовать народные игрушки (матрёшки, лошадки, барышни) — они обогащают зрительные впечатления и вызывают эмоциональный отклик у детей. Детям нравится рассматривать, трогать играть с ними. Показ ярких игрушек вызывает интерес к их изображению, такая игрушка может выступать как персонаж в процессе рисования и лепки (в лепке — колобок, колеса для машины, орешки для белочки, морковка для зайчика и др., в рисовании — дорожка для колобка, машины, следы зайчика, грибы для ёжика)
Книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр доступны детям и радуют не только своим назначением, но и эстетичным видом. Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми. Так как внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей.
В разные времена года нужно проводить наблюдения в природе и ближайшем окружении: за красивыми цветами на клумбе, солнцем, облаками, одуванчиками на тропинке, первой зеленой травкой, насекомыми, бабочками. Зелёными листочками на деревьях, цветущими кустарниками, домами, машинами, красивыми осенними листьями, дождем, первым снегом, птицами у кормушки и другие. Они обогащают представления малышей о внешнем виде хорошо знакомых объектов и уточняют зрительные впечатления.
Детям очень нравиться наблюдать, как взрослые рисуют и лепят. Такие наблюдения побуждают детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.
В своей работе можно использовать нетрадиционные техники рисования и лепки, так как дети с большим любопытством и интересом используют необычные материалы. После игры с мыльными пузырями малыши рисовали их колпачками от фломастера. Красивые цветы необычной формы получаются при рисовании мятым кусочком бумаги, штампом, необыкновенные картинки получаются при рисовании ладошкой. Большой восторг вызывает рисование пальчиком, ватной палочкой по манной крупе. Используя разные семена, зёрна, бусины, пуговицы вместе создаем пластилиновые картинки. Создание коллективных композиций «Листопад», «В зимнем лесу», «Весенние цветы» и др. вызывает интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.
Вызвать желание и поддержать интерес к созданию образов помогает игровая мотивация (слепить угощение для гостей, сделать подарок кукле, игровые приёмы (дождик капает «кап-кап-кап», зайчик прыгает по дорожке оставляя следы, сюрпризные моменты (кто-то запищал в корзинке, подарки из яркой красивой коробки)
Для самостоятельной деятельности можно предложить детям бумагу разной фактуры, формы и цвета, раскраски, трафареты узнаваемых изображений. Цветные карандаши, фломастеры, восковые карандаши, цветной пластилин.
Особое место нужно уделять творческим играм на прогулке. Дети с удовольствием играют в песке, рисуют палочкой на мокром песке, делают отпечатки ладошек. Игры с формочками, и простые постройки: норки, домики, дорожки — помогают малышам познать свойства песка, развивают творчество и воображение.