Наталья Журавлева
Развитие творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства
Развитие творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности дошкольника. Одной из целей стандарта является развитие личности ребенка, его творческих способностей через декоративно – прикладное искусство и народные промыслы России.
Публикация «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время общество нуждается в нестандартных, деятельных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди, умеющие ставить цель и выбирать средства её достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Марк Фише говорил: «Быть всегда творческим – значит быть всесильным».
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, фантазии, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
В связи с необходимостью реализации требований ФГОС ДО в своей педагогической деятельности необходимо уделять большое внимание проблеме творческого потенциала дошкольника, как одной из основных составляющих личностной сферы ребенка. Наиболее эффективным средством для этого является изобразительная деятельность детей в детском саду. В соответствии с ФГОС ДО, одним из пяти основных направлений деятельности является «Художественно - эстетическое развитие».
Воспитание детей в плане духовно- нравственного развития нужно осуществлять через знакомство с декоративно- прикладным искусством и народным творчеством России.
В работе нужно формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности.
Народное декоративно- прикладное искусство - одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей дошкольного возраста. Оно помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие детей, на формирование патриотических чувств. В нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни русского народа.
Наша основная задача – наряду с развитием творческих способностей, показать детям всё разнообразие и красоту народного искусства.
Для проявления творческой активности детей дошкольного возраста в групповой комнате можно создать небольшой творческий центр, в котором будут находиться: открытый стеллаж для красивых вещей и изделий народного декоративно-прикладного искусства, шкаф для изобразительных материалов, дидактических игр, литературы который доступен детям, мольберт, магнитная доска, доска для рисования маркером и мелом. Предметная среда групповой комнаты детского сада позволит сформировать у детей стремление узнать новое, привлечь внимание к народному декоративно-прикладному искусству. Очень важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с предметами народного декоративно-прикладного искусства : скульптурой, народными куклами, посудой, материалом, который используется для изготовления данных предметов. Такое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства сопровождается положительными эмоциями и развивает познавательный интерес у детей, так как воспитанники могут потрогать их руками, неоднократно возвращаясь к тому, что их заинтересовало. Развитие творческих способностей у детей развиваются, когда им постоянно доступны материалы для творчества : цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисти и т. д. ; гуашь для самостоятельной деятельности; пластилин в наборах с досками стеками и другим необходимым материалом. В дошкольном образовательном учреждении, в специально отведенном помещении, можно организовать мини-музей народного творчества, посещая который, дети могут более углубленно знакомиться с изделиями народных художественных промыслов, узнать символику русского народного декоративно-прикладного искусства. В мини-музее можно представить коллекции русских народных костюмов, головных уборов, глиняной посуды, народной игрушки, изделий из соломы, тканые изделия, вышивка, предметы быта и т. д., которые воспитанники создали своими руками. В музейной комнате также важно использовать видео и аудио технику, тем самым воспитатели могут использовать аудиозаписи для пассивного слушания произведений народного творчество, включать спокойную музыку или прослушивать литературные произведения; организовывать просмотр тематических видеофильмов. Для организации непосредственной образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством можно изготовить демонстрационный и практический материал. Подобрать дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей. Подготовить художественный материал для творчества (глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги и т. д., различный иллюстрированный материал. Прибрести подлинные изделия народного декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации творческого замысла. Всю работу необходимо построить так, чтобы развитие творческих способностей ребенка было действительно гармоничным. Формы организации непосредственной образовательной деятельности можно выбрать различные: путешествия (изготовление карты путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в мини-музей, превращение в мастеров художников, гончаров и т. д. При четко организованном взаимодействии детей и воспитателей творческие способности воспитанников при применении декоративно-прикладного искусства могут развиваться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Знакомя детей с народным декоративно-прикладным искусством, нельзя забывать и про применение в работе всех видов народного фольклора : песни, пословицы, поговорки, потешки, колядки, хороводы, игры, считалки, частушки, дразнилки. Слушая, исполняя, заучивая произведения народного творчества дети эмоционально, чувственно воспринимают содержание произведений, сравнивают с тем, что они видели, что рисовали, лепили.
У ребят мало возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством — подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д., поэтому цель воспитателя состоит в том, чтобы подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, познакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Важным направлением всей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников, считается интеграция. Под этим термином воспринимается более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах изобразительной деятельности. Интеграция разных видов деятельности для развития творческих способностей объясняется возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах декоративно-прикладного искусства, с использованием специфичных средств изображения и выражения. Важно при этом выбрать такое содержание, которое интересно детям, вызывает у них положительное эмоциональное отношение, позволяет проявлять воображение, фантазию, вызывает творческую активность. Интеграция позволяет варьировать формы работы с детьми (свободная самостоятельная деятельность, прогулка, кружковые, студийные и др.) и методы организации работы (вся группа, подгруппы, индивидуально). Используя интегративный подход в развитии творческих способностей у детей средствами народного декоративно-прикладного искусства появляются возможности: для расширения ассоциативных связей; для творческого осмысления темы; для наиболее полного её отражения с помощью средств выразительности специфичных для проявления творчества; обеспечило глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком созданных образов. Итоги изученной темы по развитию творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства, позволяют сделать выводы о том, что внедрение данного процесса в образовательную деятельность может сказаться благоприятным образом для воспитанников, проявлению интереса к сравнению предметов окружающего мира, познанию их особенностей и назначения.