Наталья Ушакова
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Проект долгосрочный. (рассчитан на 2 года: старшая, подготовительная группа)
Тема: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда.
Цель: решать задачи художественно-эстетического развития детей старшего возраста через художественный труд, используя метод проектов, совместно с детьми и их родителями организовать работу художественной мастерской.
Задачи:
Публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда» размещена в разделах
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Обследование уровня изобразительных навыков детей группы.
3. Способствовать развитию навыков творчества и воображения, побуждающих детей к самостоятельности и самовыражению.
4. Формирование художественно-эстетических вкусов.
5. Воспитание аккуратности и самостоятельности, умения радоваться за успех своего сверстника и адекватно оценивать свою работу.
Большинство детей выполняет работу по образцу воспитателя, не проявляя собственного творческого потенциала и вызывает особую трудность выполнение коллективной творческой работы (каждый ребёнок действует по указанию воспитателя, не желая проявлять свою фантазию).
Желание ребёнка рисовать, лепить, конструировать, делать аппликации объясняется интересом ко всему окружающему и удовольствием самостоятельной работы. Но естественное стремление ребёнка к творчеству хаотично и может сойти на нет, если его не развивать. Часто мы считаем, что стоит только ознакомить ребёнка с основными изобразительными приёмами, и он сам сможет создавать художественные произведения, сначала примитивные, а затем всё более совершенные. Но мы забываем ещё об одной стороне творчества: творчество всегда создание законченного произведения. Ребёнок дошкольник не имеет навыков подобной деятельности, а значит, их необходимо ему прививать
Путь реализации.
•Создание условий (материальная база, обогащение развивающеё среды, программное обеспечение)
•Повышение эстетической грамотности родителей и своего профессионализма в области художественно-эстетического развития.
•Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами и технологиями.
Формы работы
1. Организация групповых выставок детских работ.
2. Занятия по художественному труду и творчеству.
3. Самостоятельная деятельность детей в уголке "Мастерилка"
Этапы пректа
1. Подготовительный
Изучение литературы, технологий и приёмов работы по данной проблеме.
Составление перспективного плана работы.
Представление предстоящей деятельности на родительском собрании.
Обогащение предметно-развивающей среды группы.
2. Основной этап - цикл практических дел
oИгровые занятия
oПросмотр с детьми детского журнала "Коллекция идей"
oПодбор и создание картотеки музыкальных произведений, поэтических произведений для побуждения детей к творчеству и мастерству.
oВыставки детского творчества и семейные выставки.
oКонкурсы поделок среди сверстников.
3. Обобщающий этап - результаты
Обследование детей и подведение итогов своей деятельностью
Проводится большая выставка детского творчества для родителей ДОУ.
Система работы по данному проекту будет состоять из трёх блоков.
Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по развитию воображения и творчества.
Второй блок будет способствовать актуализации
Знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению.
Третий блок - стимулирование потребности ребёнка в самореализации, самовыражению в продуктивной деятельности.
Заключение
Главная задача педагога детского сада состоит в том, чтобы заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию интересных поделок, которые затем могут использоваться на занятиях, так и в творческих играх, оформлении театрализованных представлений, помещений дошкольного учреждения и т. д.
Знания ребёнка о жизни, его желания и интересы должны естественно вплетаться в его художественную деятельность, а все технические навыки, все знания о средствах выразительности приобретаются в процессе радостного и добровольного оформления своих замыслов. Ещё А. В. Бакушинский по этому поводу писал так : "Свобода детского художественного творчества имеет глубокий педагогический смысл. Она расширяет умственный кругозор ребёнка, усиливает продуктивность его фантазий, вызывает положительные эмоции, возбуждает мощно его активность, его волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать материал, приобретает без принуждения ряд технических навыков, нередко весьма трудных"
Таким образом, мы считаем, что одно из важнейших качеств любой художественной деятельности - её творческий характер. Поэтому задания для детей будут продуманы таким образом, чтобы каждый ребёнок получил возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание.
Литература
1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. -М. - 2008
2. Петрова И. М. Аппликация для дошкольников. СПб. -2008
3. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. - М. - 1992
4. Мини-мастерская в детском саду: воспитание основ культуры потребления// Воспитатель ДОУ. -№10. - 2008. - С. 78 (об использовании бросового материала на занятии конструирование
5. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд. - М. - 2007
6. Коллекция идей. - №5. - 2004
Выставка "Умелые руки не знают скуки" (дети рассказывают о своих увлечениях и представляют на выставке свои поделки, изготовленные дома)
Коллективные работы.
"Улица города"
"Осенний лес"
"В городе"
"Поезд"
"Сказка на новый лад"
Детский журнал "Почемучка"
Конкурсы для детей и родителей
"Снеговик"
"Страна Светофория"
"Костёр" (природный материал и цветная бумага)
Открытка для именинника (ребята делали открытки в группе и дарили друзьям)
Пасхальные яйца из пластилина и бисера.
Панно "На болоте" (оригами)
Ветерки для лета.
"Бабочки" (родители и дети)
Из трубочки
Ваза с цветами
За период проекта дети научились не только умению мастерить, но и общаться, обмениваться мнением,ценить работу своих товарищей.