ольга нимакова
Развитие творческих способностей с использованием арт-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Первым звеном проекта является анкетирование родителей «Творчество в вашей жизни».
Затем была проведена диагностика развития творческих способностей у воспитанников подготовительной группы (23 ребенка 4-5 лет). Критерии оценивания мной были разработаны с использованием методических пособий «Развитие творческих способностей дошкольников» Е. В. Котова и «Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий» Л. Д. Лебедева по всем четырем направлениям.
Публикация «Развитие творческих способностей с использованием арт-технологий» размещена в разделах
В процессе основного этапа запланировано проведение одного занятия в неделю с использованием арт-технологий. И первой технологией, которую начала внедрять, была музыкотерапия. Детям предлагалось прослушивание не только программных произведений, а пьес, романсов, опер, симфоний П. Чайковского «Мама», Э. Грига «Утро», В. А. Моцарт «Волшебная флейта» Л. В. Бетховена «Симфония №7…» (ля мажор) и А. Вивальди «Времена года» и др.
При подборе произведений для слушания стараюсь, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
Такие прослушивания учат детей глубже чувствовать и понимать классическую музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии.
Затем в процесс занятий стала включать элементы игры на деревянных ложках. Вначале это были упражнения «Ритмическое освоение слов», «Ритмические импровизации», «Раз, два, три, повтори!» и др.
Они ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических форм и представляют собой импровизированную игру. У детей развивается способность к взаимному слушанию, фантазия, воображение. Самое главное, что ребенок посредством музыкотерапии само выражается.
Следующей технологией, которую я стала включать в занятия, стала изотерапия. Ребенку предоставлялась возможность после прослушивания произведения, чаще классического, выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге.
Например, прослушав песню «Художница Осень» (музыка и слова Е. Курячий, дети с помощью красок отражали в рисунке свое отношение к этому времени года. После прослушивания пьесы Э. Грига «Утро» дети на бумаге изображали, как постепенно поднимается солнышко и обогревает своими теплыми нежными лучами все вокруг, как вместе с восходом солнца пробуждается вся природа, животные.
Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности.
Одновременно с этими двумя направлениями реализуется такой вид АРТ-технологии, как психотерапия. Она заключается в прослушивании спокойных произведений, которые оказывают расслабляющее действие, снимают агрессивные импульсы.
Дети слушали «Аве Мария» Баха-Гуно, «Голубой Дунай» Штрауса, шум моря, ветра, дождя и др. В процессе слушания создается благоприятный эмоциональный фон, психологический комфорт.
Такое направление Арт-технологии, как имаготерапия (сказкотерапия) внедряется в деятельность детей на данный момент.
Процесс инсценирования произведений – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая позволяет проявить воображение, развить наблюдательность; чувства образного слова, понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев.
Дети всегда с удовольствием участвуют в инсценировках, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе, свободными во взаимном общении.
В соответствии с планом проекта в конце первого полугодия было проведено мероприятие с родителями и детьми «Музыка и искусство», в которое были включены все направления Арт-технологии.
Дети прослушивали произведение «Зима» П. Чайковского, затем с помощью гуаши передавали свое отношение к этой музыке, рисовали метель, вьюгу, снег.
В процессе данной деятельности у детей расширились представления о действиях, дети овладели выразительными средствами общения, создали выразительные образы и реализовали совместную творческую деятельность с родителями.
В январе была проведена промежуточная диагностика. В целом процент успешного развития творческих способностей детей увеличился на 27%.
Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики активизации творческих способностей - оптимальна. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности использования данной технологии для активизации творческих способностей, творческого мышления и личности старших дошкольников в целом.