Татьяна Ткачук
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников. Видео
▼ Скачать + Заказать документы
1.Пояснительная записка. https://rosprosvet.ru/material/pub2290/
1.1. Актуальность темы определена следующими проблемами:
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.
Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня творческих способностей и таких важных психических процессов как воображение, восприятие, память, мышление. К 1 классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, которые требуют преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников, Видео» размещена в разделах
Обозначенная актуальность определила необходимость разработки дополнительной образовательной программы, направленной на развитие творческих способностей детей.
Творческие способности к изобразительной деятельности формируются и развиваются в период дошкольного детства. К. П. Брюллов говорил: «Надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передают на скрипке то, что чувствует».
Российский ученый А. Н. Леонтьев, анализируя проявление и развитие у детей способностей к изобразительной деятельности, отмечает, компоненты взаимосвязанные между собой: мотивационный, целевой, оперциональный (т. е. способы осуществления деятельности). Каждая из выявленных сторон обеспечивает целостный процесс деятельности. В трудах Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, А. Г. Ковалева, С. Л. Рубинштейна способности трактуются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешной деятельности. Способности - это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются. Так С. Л. Рубинштейн в своем капитальном труде «Основы общей психологии» писал: «Будучи пригодной для деятельности, способности в деятельности и формируются».
Немецкий психолог XIX вв. Э. Мейман отмечал, что причины низкой одаренности к рисованию сводятся к двум причинам: отсутствие правильного видения, недостаточная искусность руки.
Н. П. Сакулина определила следующие сенсорные способности, формирование которых обеспечивает успешное освоение изобразительной деятельности:
• Способность целенаправленного аналетико - синтетического восприятия изображаемого предмета;
• Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства предмета, которые будут передаваться в изображении;
• Способность совершать комплекс движений под контролем взора;
• Способность создания изображения, на основе накопленного ранее сенсорного опыта и преобразования его при помощи изображения.
Итак, на основе анализа различных классификаций способностей к изображению можно выделить четыре группы способностей к изобразительной деятельности.
К первой группе относятся способности восприятия – эмоционально окрашенного, вызывающего у детей яркие чувства и образы предметов и явлений.
Вторую группу составляют двигательные способности, умелость руки, координацию движений руки под контролем зрения.
В третью группу включены способности, которые можно определить как образное мышление.
Четвертая группа - это способности воображения.
Развитие всех компонентов создает благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка.
1.2. Авторская программа соответствует требованиям, излагаемым в Законе РФ "Об образовании", Типовых положениях об образовательных учреждениях, Федеральных государственных требованиях к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы, Санитарно-гигиенических нормах для детей соответствующих возрастных групп (СанПиН).
1.3. Программа является частью реализации художественно-эстетического направления развития дошкольников. Воспитание творчески активного молодого поколения - одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Конечно, не все дети хотят стать художниками, дизайнерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно, кем станет ребенок, главное, что занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник полезны всем. Возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить перед ними достаточно сложные задачи и решать их.