Наталья Нестеренко
Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
дополнительного образования.
Материал подготовила Нестеренко Н. М. ,
руководитель образцовой шоу-группы «Поющие Звёзды»
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория, методист.
В современных условиях многовекторного развития системы отечественного образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей. На государственном уровне активно обсуждаются вопросы эффективности дополнительного образования за счет расширения сети учреждений дополнительного образования и спектра предоставляемых в них образовательных услуг, возможности финансирования из средств федерального и региональных бюджетов, привлечения высококвалифицированных педагогических и творческих работников для занятий с детьми с целью их положительной культурно-социальной адаптации в общество, выявления, развития и поддержки наиболее способных, творчески-одаренных детей.
Публикация «Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании». Креативно-цивилизационный подход, лежащий в основе образования XXI века, задает ориентиры для культурного обогащения общества гуманными, творчески созидающими личностями, чьи стремления должны быть направлены на самообразование, самореализацию и самосовершенствование во имя сохранения таких ценностей, как истина, добро, красота и справедливость. Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и вносит существенный вклад в развитие целостной, гармонической личности обучающихся. Дети и подростки приобретают углубленные знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности, которым они занимаются, развиваются потребностно-мотивационная сфера и опыт общения.
Главными задачами системы дополнительного образования является создание условий для организации и осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в образовательный процесс 1) активно-деятельностных технологий обучения и воспитания, 2) создания эмоционально привлекательной среды для занятий тем или иным видом деятельности, 3) психологически комфортной атмосферы взаимодействия, а также наличие 4) хорошей материальной оснащенности образовательного процесса и профессиональных творческих педагогов.
Многовариативность учреждений дополнительного образования дает возможность родителям и детям выбрать то из них, которое в наибольшей степени будет отвечать интересам ребенка и поможет в полной мере раскрыться его дарованиям, творческим способностям. В настоящее время в нашей стране функционируют множество школ искусств, центров детского творчества, детских художественных, музыкальных школ, клубов, в которых ребенок занимается в свободное от учебы время.
Система дополнительного образования отличается тем, что в ней реализуются образовательные программы по конкретному направлению деятельности и области знания: художественное творчество – декоративно-прикладное искусство (оригами, бисероплетение, резьба по дереву, вышивка, художественная роспись, живопись, дизайн, хореография, вокал, игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство; техническое творчество (моделирование, туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность, спорт, исследовательская работа. Методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя авторские программы, разрабатываемые компетентными специалистами.
Для педагогов, работающих в системе дополнительного образования, важно определить, есть ли у ребенка природные задатки к занятиям тем или иным видом творческой деятельности : художественно-эстетической, технической, спортивной. А для этого необходимо обладать психолого-педагогическими знаниями о том, что такое способности и как они проявляются у ребенка в зависимости от возраста, уровня развития, среды, в которой он растет, в чем отличие художественно- образного мышления от предметно-логического, как индивидуально-психологические свойства личности – тип темперамента, характер, особенности эмоционально- волевой сферы – влияют на расширение творческого потенциала ребенка, его достижений, успехов. Поэтому на начальном этапе занятий в центре дополнительного образования опытные специалисты проводят психолого- педагогическую диагностику на выявление типа мышления, уровня общих и специальных способностей ребенка с тем, чтобы помочь сделать правильный выбор и очертить перспективы развития в избранном виде деятельности.
Некоторые специалисты считают, что дополнительное образование является для многих детей «социальным лифтом». Если в школе ученик воспринимается учителем как обладающий средними, невыразительными способностями, то включаясь в активную деятельность по интересам, например, в центре детского творчества, он может развить в полной мере свои творческие способности, проявить себя как лидер, склонный к инициативе, самостоятельности, ответственности. А это те качества, которые необходимы каждому человеку для полноценного существования в современном мире, чтобы чувствовать себя защищено и уверенно в любой ситуации делового, межличностного, профессионального взаимодействия. Центры дополнительного образования создают условия для социальной адаптации детей и подростков и формирования у них социальной устойчивости.
В системе дополнительного образования заложен большой воспитательный потенциал. Общение педагога с детьми изначально положительно эмоционально окрашено. Для их совместной деятельности характерен высокий уровень мотивации достижений, обусловленный интересом и желанием самореализоваться, удовлетворить свои потребности в личностном и профессиональном творчестве. Нравственная позиция педагога, выражающаяся в искренней поддержке эмоциональных порывов обучающихся реализовывать задумки, в поощрении их фантазии, воображения, оказывает влияние на развитие у детей оценочно- эмоционального отношения к окружающему миру, его чувственному восприятию.
Создавая атмосферу творческого взаимодействия, педагог стремится поддерживать оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое позволяет обучающимся раскрыть их творческие способности. Эмоциональное напряжение можно рассматривать как необходимый элемент творческого акта, выражающийся в радостном предвкушении успеха.
Творчество не терпит принуждения. Занимаясь в кружках и секциях, ребенок должен ощущать свободу в действиях, радость творчества. Педагог не вправе навязывать свои идеи, замыслы. Он должен чувствовать тонкую душевную организацию ребенка, своеобразие и неповторимость его мышления, помогать развиваться художественно-эстетическому вкусу посредством гуманного отношения к личности и продуктам индивидуально- творческой деятельности, используя при этом самые разнообразные педагогические методы и приемы (сопереживание (эмпатия, одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успеха и др.).
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь то танец, или песня, или мягкая игрушка, или вытынанка, или дизайн просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей.
В любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в целом о творческой деятельности (не разводя понятия художественного, интеллектуального или технического творчества, то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь творчеством, дети приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности. Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно значимым. Здесь следует отметить также и то, что в творческом процессе выделяют две стороны – эстетическую и рациональную, которые, в принципе, отделить друг от друга невозможно. Ребенку изначально присуще эмоционально-образное восприятие действительности, а в дальнейшем он переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит развитие его творческих способностей.
В качестве примера развития творческих способностей у детей и подростков хочется привести общеобразовательную общеразвивающую программу дополнительного образования художественной направленности шоу-группы «Поющие Звёзды», руководитель Нестеренко Н. М., конц. Гаврилович Е,С. Муниципального Образовательного Учреждения, Лицея «Многоуровневого Образовательного Комплекса №2» г. Джанкоя. Данное учреждение осуществляет в дополнительном образовании образовательную деятельность в различных направлениях: хореография, сценическое движение; вокал, эстрадное пение; актерское мастерство; декоративно-прикладное искусство; спортивное направление. Особой популярностью пользуются у детей объединения художественно-эстетической направленности.
Главная цель, например, программы вокала – создание условий для самоопределения детей, их духовно-нравственного и эстетического развития; развитие музыкальных, вокальных и творческих способностей в процессе обучения и исполнительской деятельности.
Задачи программы:
• формировать вокально-хоровые навыки в процессе освоения программного материала;
• формировать умения слушать и исполнять музыкальные произведения различных жанров;
• раскрыть творческую индивидуальность и развивать художественную одаренность;
• обучить приемам актерского мастерства: умению чувствовать и переживать, импровизировать, создавать мысленные образы;
• воспитывать музыкальный вкус и любовь к вокальному искусству;
• воспитывать чувство коллективизма.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых базируется весь образовательный процесс : природосообразности, культуросообразности, взаимосвязи обучения и развития, индивидуализации и коллективной направленности, взаимосвязи эстетического воспитания с вокальной подготовкой. Реализация данных принципов в совокупности способствует развитию творческой активности детей, дает им возможность приобретать опыт культурного взаимодействия, участвовать в культурной жизни родного города и области, демонстрировать свои творческие достижения на различных конкурсах, фестивалях в других городах России и за рубежом.
В программе значительное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Применяются:
• методики дыхательной гимнастики;
• охраны певческого голоса;
• массаж артикуляционного аппарата.
По результатам обучения в конце 1-2-ого года дети должны достигнуть следующих результатов:
• понимать эмоциональное содержание песен;
• высказываться о характере песен;
• уметь слушать и слышать себя и товарищей;
• научиться точно попадать на первый звук мелодии песни;
• научиться петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией;
• уметь петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;
• при исполнении песни уметь передавать ее характер;
• выразительно исполнять песни;
• уметь ускорять и замедлять темп, усиливая и ослабевая звук. В конце 3-его года обучения дети должны:
• уметь высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении;
• уметь различать высокие и низкие звуки в пределах простых интервалов;
• чисто интонировать постепенные и скачкообразные движения мелодии;
• понимать дирижерские жесты;
• удерживать дыхание до конца фазы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко.
В конце 4-ого года обучения дети должны:
• уметь петь песни с элементами двухголосия;
• работать над чистотой интонации, над дыханием и развитием гармонического слуха;
• совершенствовать чистоту пения лирических, плясовых песен с элементами двух и трёхголосия.
В конце 5-ого года обучения дети должны:
• уметь петь трёхголосные и четырёхголосные песни;
• уметь владеть подголоском «гуконьем»;
• закрепить весь изученный ранее материал, овладеть всеми навыками пения, изученными на предыдущих этапах обучения.
Программа по характеру деятельности является образовательно-творческий и комплексной, так как обеспечивает разностороннее музыкальное развитие детей, готовность применять полученные знания и умения по сольному и хоровому пению в индивидуальном исполнительском опыте и коллективном.
Художественно-эстетическая деятельность позволяет осваивать детям духовный опыт поколений, национальные и культурные традиции русского народа; формирует у них образ творческого «Я».
Выдающийся педагог музыкального образования Б. В. Астафьев в своих работах подчеркивал воспитательное значение детского творчества, выделял его ценностную составляющую. Он полагал, что каждый, кто хоть чуть-чуть ощутил радость творчества в том или ином виде искусства, сможет более глубоко воспринимать и ценить все то хорошее, что сделано и делается выдающимися мастерами в этой сфере, чем тот, кто воспринимает искусство пассивно. Воспитательная ценность музыкального творчества ребенка заключается в том, что у него есть потребность выражать свои жизненные ощущения в звуках, чувствовать гармонию и наполнять ею свой уникальный мир.
В процессе занятий пением, музыкой у детей развивается специальная группа способностей – музыкальные способности. Основными свойствами развитых музыкально-творческих способностей детей, занимающихся вокалом, пением являются: потребность в занятиях музыкой, хороший эстетический вкус, музыкальный слух, увлеченность музыкой, способность порождать оригинальные идеи, склонность к импровизации, умение интонировать движение мелодии, способность быть самим собой, слушать свое «Я», желание вносить авторские
элементы в исполнение песни, вдохновенно исполнять песни и испытывать при этом ощущение радости, творческого подъема, воплощать замыслы в творческой деятельности. Дети от природы своей склонны к творчеству, это проявляется у них непосредственно в общении, игре, конкретном виде деятельности на интуитивном уровне. При обучении ребенка музыке, пению развитие их творческих способностей становится целенаправленным процессом, управляемым со стороны педагога.
Для развития творческих способностей детей в музыке важным является создание эмоционально привлекательной развивающей среды, которая определяется как система педагогических условий по реализации целей и задач образовательной деятельности, направленной на развитие творческой личности. В организации такой среды важная роль отводится профессионализму и мастерству педагога, его умениям отбирать соответствующие методы и средства обучения, позволяющие перейти с репродуктивного уровня освоения знаний, умений и навыков на продуктивно-творческий уровень развития личности. Каждое занятие строится в режиме диалогового (музыкально-диалогового) общения. Педагог включает детей в ситуации группового, коллективного взаимодействия, предоставляет возможность каждому проявлять инициативу и самостоятельность, учиться согласовывать свои действия в коллективной творческой деятельности.
Развивая творческие способности детей, педагог активно применяет такие методы обучения, как словесные: беседы о музыке, об эмоционально-образном содержании песни; наглядные: исполнение музыкальной композиции, песни; практические: упражнения (на развитие голоса, слуха, чувства ритма, певческого дыхания, на дикцию, на выразительность, на умение распознавать мелодии); вокальные игры в хоровом пении, с музыкальным сопровождением и без него, методы стимулирования творческой активности, методы оценки творческих способностей; из средств обучения используются музыкальные инструменты, технические аудиальные средства обучения, речь, голос, дирижерские жесты.
Таким образом, творческие способности понимаются как интегративное свойство личности, проявляющееся на интеллектуальном, мотивационном и личностном уровнях. Развитие творческих способностей детей становится неотъемлемой частью деятельности педагога в системе дополнительного образования и нуждается в стимулировании. Условиями развития творческих способностей является педагогически целесообразно организованная среда, позволяющая самореализоваться ребенку в определенном виде деятельности и приобрести опыт духовно-творческого общения в коллективе.
Ссылки на источники
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. – [Дата обращения 11.02.2016].
2. Пенягина В. И. Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений : опыт, проблемы, перспективы // Материалы научно-практической конференции: Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. – Тамбов, 27 апреля 2012 г. // https://dopobr.68edu.ru/archives/2388. – [Дата обращения11.02.2016].
3. Йованович Т. Г., Геращенко И. Г., Геращенко Н. В. Педагогические идеи Л. Н. Толстого в контексте творческой самореализации личности // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. №10(174) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 144 с. (Серия
«Проблемы социально-гуманитарного знания»; вып. 24). – С. 108-111.
4. Шарафутдинова Г. Р. Развитие творческих способностей средствами вокально-хоровой деятельности // https://open-lesson.net/536/. – [Дата обращения 11.02.20.