Оксана Барановская
Развитие творческих способностей детей в процессе рисования нетрадиционными техниками рисования (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Свою работу строила на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, использовала пособие Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», журналы «Дошкольное воспитание» и «Дошкольная педагогика».
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетический вкус, восприятие, творческие способности, развитие мелкой моторики. Что подтверждают слова Сухомлинского:
Темочки:
- ИЗО, Рисование. ВСЕ материалы
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
«Истоки способностей и дарование детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач дошкольного возраста, обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей.
Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в разные образовательные области, в том числе и в «Художественное творчество», где совершенствуется познавательная, исполнительская, творческая, исследовательская активность.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удовольствием открывающего для себя незнакомый и удивительный мир.
Формирование творческой личности, наиболее полное раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является изобразительное искусство, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм его организации.
Изобразительное искусство обеспечивает полноценное развитие таких процессов, как восприятие, образное представление, воображение, мышление, внимание, воля, - процессов без которых невозможно познание красоты окружающей жизни и отражения ее в творческой деятельности.
Старший дошкольный возраст – это предшкольная пора, которую необходимо эффективно использовать для подготовки руки к письму и для познавательного речевого развития.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования, является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на развитие зоны коры головного мозга, сенсорное воспитание.
Нетрадиционные техники воспитания как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха, так как особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ. Дают маленькому художнику возможность, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу и вселяют уверенность в собственных силах.
Владея разными навыками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь обеспечивает творческий характер.
Главной целью моей работы является : «Развитие детского творчества средствами нетрадиционных техник рисования».
Для успешного достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
• Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
• Создать условия экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
• Воспитывать самостоятельность, интерес к рисованию.
В познавательно-исследовательской деятельности используются разнообразные приемы повышения активности ребенка – образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность, или ООД происходит поэтапно:
1. Водная часть или организационный момент.
Цель: привлечь внимание детей, создать мотивацию.
Используются методические приемы:
• Художественное слово – стихи, загадки, сказки;
• Прослушивание аудиозаписей – звуков природы, животных.
2. Основная или практическая часть, включает в себя знакомство с нетрадиционной техникой рисования, выполнение практической деятельности с детьми, индивидуальные уточнения техники в процессе рисования.
Используются приемы:
• Рассматривание иллюстраций;
• Показ приемов и этапов работы;
• Определение этапов работы;
• Внесение дополнений в общую композицию.
3. Заключительная часть.
Цель: способствовать развитию речевой и двигательной моторики рук.
Методические приемы:
• Проведение тематической подвижной игры;
• Просмотр рисунков в игровой форме – выбери самую веселую, необычную композицию;
• Слушание песенки или стихотворения.
Каждый этап заканчивается физ. минуткой, которая способствует развитию координации речи и движений.
Таким образом можно сделать вывод, что в структуре НОД используются информационно-рецептивный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательские методы.
5. Доступность использования нетрадиционных техник рисования, определяется возрастными особенностями дошкольников и складывается из принципов:
• От простого к сложному – в основу легла картотека нетрадиционных техник рисования (по возрастам);
• Принцип наглядности – создана развивающая среда в группе в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, построена с учетом принципов интеграции образовательных областей;
• Принцип индивидуализации – обеспечение развития каждого ребенка;
• Связь с социумом – развитие личности, креативности.
6. Можно сделать вывод, что данный вид деятельности «Художественное творчество» интегрируется с образовательными областями:
• «Познание»
Развивает познавательно-исследовательскую деятельность; Формирует сенсорные представления;
Расширяет кругозор, развивает личностные качества;
• «Коммуникация»
Способствует расширению словарного запаса, помогает формированию устной речи, ее развитию и обогащению;
• «Социализация»
Приобщает к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Воспитывает стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам;
• «Труд»
Формирует у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, трудолюбие;
Закрепляет навыки владения кисточкой и другими материалами;
• «Художественная литература»
Развивает литературную речь, приобщает к словесному искусству;
• «Музыка»
Способствует эмоциональному восприятию
• «Физическая культура»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья у детей.
А теперь я представлю нетрадиционные техники рисования и расскажу о способе изображения :
Самые простые способы рисования для детей старшего возраста это:
Акварель+восковые мелки.
Рисунок наносится восковым мелком, затем закрашивается акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Следующая техника «свеча+акварель», принцип тот же.
Отпечатки – томпонирование.
Эта техника тесно связана с трафаретом или раскраской, где тампоном заполняется предмет или сюжет.
Техника отпечатки листьев очень нравится детям. Лист дерева покрывается краской разных цветов или одним цветом и прикладывается к бумаге, окрашенной стороной.
Следующая техника «мятая бумага+жесткая сухая кисть» также проста и понятна детям. Получается имитация фактурности и ли колючей поверхности. Кисть в этом случае в воду не опускается, ударяют ее по бумаге держа вертикально.
Рисование на мятой бумаге дает эффект объема.
При помощи угля дети знакомятся с выразительными возможностями графического материала.
С интересом осваивают техники по сложнее, которые способствуют развитию фантазии, воображения, творческой самостоятельности :
монотипию предметную
Лист бумаги складывается вдвое и на одной его половине рисуют половину изображаемого симметричного предмета. Пока краска не высохла, лист снова складывают, получая отпечаток. Затем дорисовывают недостающие детали.
монотипию через стекло:
1. Стекло положить на иллюстрацию.
2. Нанести рисунок на стекло и дать высохнуть.
3. Слегка смочить альбомный лист поролоном и положить на стекло с рисунком, аккуратно прижать ладошкой.
4. Затем лист снять за верхние уголки.
5. Дать подсохнуть и оформить рамку.
Техника рисования штрихом решает следующие задачи:
1. Совершенствование мелкой моторики.
2. Закрепление навыков письма.
3. Формирование связной речи.
При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, передать его легкость, а также его мрачность. При помощи штриха хорошо изображать пушистых или лохматых животных, перья птиц, деревья и многое другое.
Особый интерес представляет рисование манкой.
Манкой посыпают готовый фон, выполненный по сырому.
Сначала манка прилипает к кисточке, но чем влажнее кисть тем фактурнее работа. Акварельная краска пропитывает манку постепенно окрашивая ее. Данный эффект помогает изобразить крону деревьев, гроздья сирени, шерсть животных.
Пластилиновая графика развивает усидчивость, моторику пальцев рук, аккуратность.
Дети с большим интересом рисуют расческой дождь и деревья.
По влажному фону быстро наносится цветовая гамма в зависимости от образа и характера дождя. Так же наносят изображения деревьев, домов. Пока лист еще влажный по нему в заданном направлении проводят металлической расческой, а если лист подсох, то на расческу наносят белила.
Рисование солью также детей приводит в восторг.
Используют технику по сырому. Бумагу смачивают водой и наносят акварельные краски любой гаммы. Затем посыпают крупной солью, которая впитывает часть краски, образуя множество выбеленных мест.
Также посыпать соль можно определенным образом:
- ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ движения ПО ЦЕНТРУ листа дают возможность нарисовать морской берег с его отражением в воде.
- с помощью ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ движений ПО НИЖНЕЙ половине листа, получается поле, тающий снег.
- соль, посыпанная ВЕРТИКАЛЬНЫМИ ФРАГМЕНТАЛЬНЫМИ движениями, дает возможность получить изображение деревьев.
Вливание краски.
Используется техника по сырому. Предварительный рисунок наносят восковым и мелками. Цвет от темного к светлому с добавлением белил для передачи блика.
С большим интересом дети осваивают технику ниткография, которая развивает воображение, аккуратность.
Нитка опускается в краску, затем на половину сложенного листа из нитки выкладывают изображения, оставляя один конец свободным, закрывают второй половиной, придерживая рукой, вытягивают нитку за кончик. Недостающие детали дорисовывают.
Кляксография с трубочкой.
Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшую каплю, затем на эту каплю краски дует из трубочки, так чтобы ее конец ни касался капли, ни бумаги. Не достающие детали дорисовывают.
Рисование клеем.
Наносят клеем рисунок и выкладывают нитью.
Необычная техника рисования – ГРАТТАЖ.
1. Свечой покрывают лист бумаги в одном направлении.
2. Смесью из туши и гуаши с жидким мылом тонируют лист.
3. Затем по высохшему фону процарапывают стекой пейзаж.
Занятия с использованием НТР в старшем возрасте проводятся как правило, после ознакомления с традиционными. Такая последовательность позволяет сформировать у детей способность разного видения объектов, развивает творческий подход к изобразительному искусству.
Для успешного достижения цели и целостного развития ребенка необходима согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса : не только детей,но и педагогов и родителей.
Вовлечение педагогов в творческий процесс происходит через разнообразные формы сотрудничества. Знакомя педагогов с новыми технологиями в художественном творчестве, проводила как индивидуальные, так и коллективные консультации, практикумы, педагогические мастерские по овладению и использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми.
Воспитание и развитие ребенка в том числе и творческое не возможно без участия родителей
- Одной из результативных форм работы с родителями являются выставки совместного творчества. Через консультации, собрания-практикумы родители получают теоретические и практические знания о роли изобразительной деятельности в развитие ребенка.