МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей с речевыми нарушениями средствами арт-педагогики

Светлана Юрьева
Развитие творческих способностей детей с речевыми нарушениями средствами арт-педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Современные исследователи и учёные постоянно обращаются к проблеме развития творческого потенциала. Связано это не только с определением его значимости в становлении личности, но и с необходимостью выделения специальных технологий, позволяющих создать оптимальные условия для его развития. Ведь известно, что творчество способно развиваться только в обстановке психологической свободы и безопасности, которая является гарантом творческой активности. В конечном счёте, ставится вопрос об истинно гуманном отношении к ребёнку, проявляющемся в выявлении индивидуальных генетически заложенных возможностей ребёнка и создании условий в образовательном учреждении для их реализации.

Публикация «Развитие творческих способностей детей с речевыми нарушениями средствами арт-педагогики» размещена в разделах

В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский писал: «Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, планирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданием гениев» [2]. Очень важно в работе с детьми понимать, что не только и не столько ценен сам результат творческой деятельности, сколько сама деятельность детей по созданию чего-то нового.

Развитие творчества у детей с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности имеет свою специфику. Необходимо учитывать дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, индивидуальности, связи речи с другими психическими процессами. Целесообразно использовать сочетание различных методов и приёмов, в том числе нетрадиционных, которые предполагают ориентацию на особенности психофизиологического развития дошкольников с речевыми нарушениями.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Ребёнок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, но в его фантазии больше чувства, он переживает вымышленные события, общается с вымышленными персонажами так, как будто они существуют на самом деле.

Создание ситуаций успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию страх, неуверенность, вызванные нарушением в психическом развитии.

В художественно-творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определённых художественно-эстетических действий. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребёнок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание должно быть не только увлекательным, интересным, но и посильным. Ребёнок должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребёнок с помощью взрослого или самостоятельно преодолевает робость, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребёнок поверил в себя, собственные силы, способности.

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, рисование, лепка и конструирование.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей, поделок из различных материалов. В детском саду дошкольники получают элементарные знания о бумаге и картоне как материале, из которого можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром; ёлочные украшения; игрушки забавы; подарки, сувениры и т. д.

Для того чтобы успешно организовать эту работу, педагог должен заранее определить её содержание и объём, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности. Более того, готовясь к предстоящей работе, педагог выполняет все поделки, чтобы помочь детям устранить возникшие трудности.

Воспитатель не только знакомит детей с техникой выполнения определённого вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать. Практика подтверждает, что постепенное преподнесение материала (от простого к сложному) даёт возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки

Дети работают с бумагой и картоном, учатся вырезать, делать аппликацию и коллаж, изготавливают цветы, украшения из бумаги, гирлянды, составляют из них коллективные панно. Увлекательные занятия позволяют деткам открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.

Для того чтобы занятия были разнообразнее и интереснее необходимо включать разнообразные задания, выполняемые в технике бумагопластика. Художественные знания и навыки, получаемые дошкольниками на занятиях закрепляются и пополняются в процессе изготовления художественных различных изделий.

Сущность арт-педагогики состоит в воспитании, обучении и развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и формировании у них основ культуры и художественно-творческой деятельности, в развитии в ребёнке определённых качеств, которые развиваются только в процессе творчества. Одна из задач арт-педагогики научить ребёнка реализовать в жизни свои творческие возможности, помочь сформировать установки на творческое преодоление жизненных трудностей, раскрыть свой творческий потенциал, сформировать творческие умения и навыки, чтобы помочь ему найти своё место в социуме.

Рисование помогает снимать напряжение у детей с нарушениями речи. Цель рисунка – помочь ребёнку в осознании самого себя, своего мира, расширении границ сознания. Выделение свойств предметов способствуют развитию у детей с речевыми нарушениями чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Чем тяжелее нарушение речи, тем больше ограничиваются возможности ребёнка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Рисунки таких ребят отличаются бедность содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку.

Наблюдая за детьми с речевыми нарушениями, мы пришли к выводу, что у них особенно бедно цветное зрительное восприятие окружающего мира. Для развития цветовосприятия требуется системная и целенаправленная работа. Но особенно успешно она проходит, когда дети занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства. Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным для детей занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам. Дети с интересом работали над красочными композициями, гармонируя сначала немного, а затем всё большее количество цветовых сочетаний. Образную выразительность композиций дополняла фактура ткани, придавая образу мягкость звучания и оригинальность.

Но для того чтобы работа шла успешно, необходимо детям дать представления о технологии исполнения батика, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок.

Мы начинаем знакомство с батиком с простого: ставим точки на ткани и смотрим, как перемешиваются цвета. От работы с цветом мы постепенно переходим на работу с контуром, т. е. создание рисунка. Мы используем специальные контуры и материалы для разнообразных эффектов: работа по мокрой ткани, работа с солью, разбрызгивание, коллаж.

Рисуя, дети могут использовать уже приобретенный и постоянно обогащающийся опыт, расширяющийся круг интересов. Мы развиваем интерес воспитанников к окружающему, к общественной жизни, сообщая им доступные сведения о значении того, что они видят. События заинтересовавшие детей, мы не оставляем без внимания, и предоставляем детям возможность отразить их в рисунках. Они охотно изображают окружающую среду.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников с нарушением речи творчества, которое особенно страдает. Работая на ткани, дети испытывают необычное чувство радости и восторга. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить, а это в свою очередь способствует развитию чувства цвета, эстетического вкуса, творчества, воображения. А еще батик помогает развитию мелкой моторики, аккуратности, усидчивости.

Есть ещё одно интересное и увлекательное занятие для детей с ОНР. Это- песок. Рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – и детям, и взрослым, – как медитативная, расслабляющая техника. Особенно показано рисование песком для коррекционной работы с детьми. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие мышления, творчества, мелкой моторики, а особенно речи ребенка.

С детьми песок можно красить, использовать как материал для создания рисунков, аппликации. Создавать с помощью клея объемные фигуры. Цветным песком можно рисовать на специальных планшетах целые картины, используя для украшения камешки, цветные стёклышки.

С малышами мы создаём простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. Дети старшего дошкольного возраста создают картины, используя технику насыпания песка. Благодаря песочной анимации уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения.

Таким образом, арт-педагогика оказывает высокое развивающее воздействие, помогает легче адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, а так же позволяет оптимизировать работу по развитию творческих способностей у детей с нарушением речи.

Литература

1. Абрамова О. А. Искусство батика для детей 5-7 лет С. -П. 2010.

2. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. М. : Просвещение, 1972.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество. М., 1996.

4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. Dusyma Kindergartenbedart, ИНТ. 2010.

5. Кожохина С. К. Батик. Всё о картинах на ткани. Я., 2006.

6. Панфилова М. А. Изотерапия общения: Тесты и коррекционные игры. М. : Гном и Д, 2000.

7. Парамонова Л. А. Аппликация и бумагопластика. Карапуз, 2008.

8. Теплов Б. М. Способности и одарённость. М., 2002.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей с речевыми нарушениями средствами арт-педагогики
Опубликовано: 27 ноября 2020 в 09:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей с речевыми нарушениями средствами арт-педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Юрьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД