Татьяна Крюкова
Развитие творческих способностей детей посредством танцевальной деятельности с использованием компьютерных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Танец – единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом» Рахель Фарнхаген
Внимание детей всегда привлекало хореографическое искусство. Широкое распространение в дошкольных учреждениях, реализующих программы предшкольного образования, приобрела ранняя хореография. Дошкольники любят искусство танца, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели музыки имеют возможность проводить большую воспитательную работу. Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Развитие чувства ритма - это развитие способности детей в области эмоционального восприятия и воспроизведения целостных музыкальных образов.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2023
Развитие двигательных навыков должно происходить одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координации и активности движений ребенка с развитием самых различных психических качеств личности, и эта связь, в известной мере, может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка, становится залогом его творческих успехов в художественной деятельности.
В танце ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности : ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия дошкольников в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребенка.
Занятия ритмикой и хореографией помогают детям
• снять психологические напряжения и мышечные зажимы
• выработать чувство ритма, уверенность в себе
• воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях
• развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способности
• определять музыкальные жанры, виды ритмики, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и др.)
• формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе, упражнении
Воспитательная функция танца эффективна потому, что она наиболее проникновенно воздействует на эмоции и чувства ребенка, поэтому занятия танцем являются органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Ранняя хореография в своем роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Упражнения ее направлены на работу, а следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Для того чтобы ритмические упражнения превращались в маленькие произведения искусства, необходимо органическое слияние движений и музыки, которое мы назвали бы «ритмической гармонией». Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.
Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно – сосудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма.
Ритмика и основы хореографии для дошкольников решают как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи:
• привлечение детей к систематическим занятиям
• укрепление здоровья
• воспитание правильной осанки
• профилактика заболеваний
• повышение работоспособности
• развитие основных физических качеств
• совершенствование чувства ритма
• формирование культуры движений.
• умения выполнять под музыку основные и гимнастические движения, а также перестроения
• танцевальные умения
• имитационные умения
В системе дошкольного физического воспитания я уделяю большое внимание задачам формирования у детей базы разнообразных движений; выразительности движений; двигательного воображения, фантазии.
Для реализации поставленных задач я использовала учебно-методические пособия для предшкольного образования детей «Танцевальная ритмика для детей» Татьяны Суворовой, программу по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной и схемы-картинки по методике А. А. Евдотьевой. Для реализации поставленных целей и задач, я использую разнообразные методы и средства преподавания, основанные на личностно – ориентированном обучении.
• Наглядный метод (используется как взаимодействие слухового и наглядно–зрительного анализатора)
• Метод показа (разучивание новых движений)
• Метод иллюстрированной наглядности (с использованием компьютерных технологий)
• Музыкальное сопровождение (правильная выбранная музыка несет в себе те эмоции, которые ребенок проявляет в танце)
• Словесные методы (должны быть краткими, точными, конкретными)
• Практический метод (многократное повторение музыкально –ритмических движений)
• Импровизационный метод
• Игровой метод (подбор игры отвечающая задачам, содержанию занятий по возрасту)
• Концентрический метод (педагог определяет танцевальные движения, вновь возвращается к пройденному)
Методика Л. Н. Алексеевой, которую я использую, связана с нахождением приемов, способствующих созданию на занятиях атмосферы увлеченности, когда дети занимаются художественным движением не по принуждению и не во исполнение команды взрослого, а потому, что это интересно самому ребенку. Одним из приемов проведения занятий является разговорно-игровой метод, позволяющий естественному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом.
На своих занятиях работаю не только над формированием физической, но эмоционально – художественной культуры танца, непрерывно подчеркивая связь движений и музыки. Для того чтобы объединить физкультурный, танцевальный и образный виды движений на одной музыкальной основе, я подбираю для занятий музыкальный репертуар, соответствующий эстетическому уровню восприятия дошкольников (популярные песни из мультфильмов, некоторые эстрадные песни, вызывающие желание двигаться в танцевальных ритмах и настроениях). Отсюда следует вывод, что движение под музыку – универсальное средство целостного развития личности ребенка.
В своей работе использую разные ритмопластические направления. И одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных направлений – это танцевально – ритмическая гимнастика.
Эффективность направления в ее разностороннем воздействии на опорно- двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему ребенка. В своей работе стараюсь использовать образно – танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности является игровая ритмика, которую я систематически использую в своей работе.
Для развития танцевальных умений и навыков включаю в работу такой раздел, как игровые танцы, который направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка.
Для развития мелкой моторики рук применяю пальчиковую гимнастику, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Такие упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Ведущим видом деятельности, на моих занятиях, считаю музыкально – подвижные игры. Для достижения целей, при проведении занятий, использую приемы : имитации, подражания, образных сравнений, ролевых ситуаций и приемы соревнований.
Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях хореографии, остаются на всю жизнь. Самое трудное для педагога - заниматься с маленькими детьми, ибо их очень сложно бывает подключить к занятиям. Здесь часто проявляется одна сторона детской психологии: они озабочены более тем, чтобы не получить замечание педагога, а не тем, чтобы получить удовольствие от занятий, даже если поначалу что-то не получается. Раскрепостить ребенка, заставить его забыть о своей неумелости помогает создание на занятиях образных ситуаций.
Также активно применяю театрализацию. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, в них, наряду с музыкально-двигательными заданиями, присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования – кто быстрее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание.
Большую помощь в нашей работе оказывает всемирная информационная сеть – Интернет. Профессиональные Интернет –технологии я считаю новым направлением которому необходимо уделять больше внимания. .Сегодня необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей. Условием эффективности освоения любой учебной программы является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает в данном развитие творческих способностей через хореографию. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого. Для этого, я в своей работе использую схемы-картинки А. А. Евдотьевой, показывая их на экране, благодаря чему у детей сразу активизируется внимание и интерес к продолжению обучения.
В данный момент система образования стоит перед необходимостью использовать новые информационные и коммуникационные технологии для формирования у детей знаний и умений. Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие ключевые условия: дошкольников и педагогов надлежит обеспечить доступ к цифровым технологиям и Интернету; следует предоставить в распоряжение педагогов и детей высококачественные, значимые и представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы; педагоги, узкие специалисты должны обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать высокие стандарты успеваемости. Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей : обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Подводя итоги к вышесказанному, хочу отметить, что в современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии, гимнастики и психологической гимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т. п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности.
Мы педагоги стремимся приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их, эстетическому развитию, а также способствовать оздоровлению и сохранению их здоровья.