Мухина Галина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Мухиной Г. Г. МБДОУ «Детский сад №1 п. Переволоцкий»
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
«Человек стал человеком только тогда, когда
увидел красоту вечерней зари и облачков,
плывущих в голубом небе, услышал пение
соловья и пережил восхищение красотой
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
пространства. С тех пор мысль и красота
идут рядом, вознося и возвеличивая человека,
но это облагораживание требует больших
В. А. Сухомлинский
Моё педагогическое кредо "Войди в природу с добротой".
Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет.
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой я считаю - это создание предметно-развивающей среды при сохранении трё х принципов:
активности - побуждающая к действию; стабильности - воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности - всем удобно.
Структура экологически развивающей среды в старшей группе.
№ п/п Функциональное помещение Содержание
1.
Уголок занимательной математики
1. Часы-растения 2. Лабиринты типа «Найди путь к домику белки» 3. Дидактические игры «Кто найдет больше отличий», «Путаница» и др. 4. Логические задачи, придуманные детьми
2.
Речевой уголок
1. Схемы для составления рассказов о птицах, животных и объектах природы 2. Иллюстрации с изображением времен года, животных, растений и т. п, для описания 3. Экологические сказки и рассказы (самоделки) 4. Энциклопедическая литература о природе 5. Дидактические игры природоведческого характера 6. Картины о природе и труде взрослых в природе 7. Художественная литература о природе и здоровье человека: стихи, загадки, приметы и др.
3.
Стена творчества
1. Картины - пейзажи, натюрморты 2. Силуэты животных, рыб, насекомых и др. для раскрашивания 3. Поделки из бумаги «Природа в оригами» 4. Поделки из природного материала 5. Предметы декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины, дерева, бересты, соломы и других природных материалов
4.
«Уголок здоровья»
1. Шапочки цветов, насекомых, животных, птиц и др. для имитации их движений и проведения подвижных игр 2. Наглядно-практический материал о здоровье, об организме человека, его потребностях, о гигиене, о способах предупреждения травматизма
5.
Игровой уголок
1. Материалы к сюжетно-ролевым играм «Зоопарк», «Путешествие по пустыне» и т. п. 2. Зоологическое и биологическое лото 3. Дидактические игры типа «Чей хвост», «Кто что кушает», «Где, чей домик», «Этажи леса», «Кому нужна вода» и т. п.
6.
Музыкально-театрализо-ванный уголок
1. Альбом песен о природе с подбором иллюстраций 2. Различные виды театра 3. Подбор произведений для слушания о природе (времена года, голоса птиц и др.)
Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей и решения следующих задач:
формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.
На данном этапе изучила много литературы по экологическому воспитанию детей :
С. А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»;
М. М. Марковская - "Уголок природы в детском саду";
Познакомилась с программами:
С. Н. Николаева - "Юный эколог";
Е. Рылеева - "Открой себя".
За основу в своей работе я взяла программу С. Н. Николаева - "Юный эколог".
Разработала перспективный план по экологическому воспитанию - "Мир вокруг нас", с целью развития поисково-познавательной активности об окружающем мире и о себе; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания; формирования положительного отношения к миру.
Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, я начала свою работу через наблюдения в природе. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять, шесть лет очень важные для развития "Как это происходит?"
Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Наблюдения бывают краткосрочные и длительные.
Целевые прогулки вокруг детского сада, на своём участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников всё это расширяет кругозор детей.
В содержание наблюдений за объектами природы включаю следующие моменты:
- определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;
- разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных - разные формы поведения);
- определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);
- выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
Общение детей с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Я считаю полезными и интересными для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Парк, где растёт много разных пород деревьев, любимое место - всё, это рядом с детским садом, поэтому экскурсии с детьми я организовываю часто в разное время года, от которых у детей остаётся много впечатлений. Например, во время прогулки в парк, я предложила детям описать своё любимое дерево, но так, чтобы оно всем понравилось. Приведу некоторые ответы:
"Я люблю тополь, ветки у него раскинулись в стороны, как шатёр в сказке, ствол большой - даже руками обхватить нельзя". (Настя Ч. ,5лет).
"Берёзка светлая, солнечная, стройная; ветки у неё спускаются вниз и растут вместе, как подружки". (Соня Р. ,5лет).
Я рассказываю детям, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодой росточек: и затоптать его могут, и сломать. Любуясь берёзой, дети отмечают, что ствол у неё необычный: белый, гладкий, листья мелкие, с зубчиками. И в конце, я обязательно читаю стихи о белоствольной красавице, а дети слушают, затаив дыхание. Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В. Г. Белинский "поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже, потом передаётся голове".
Стихи разных поэтов, потешки, песенки, загадки использую в работе с детьми постоянно.
Каждый год мы готовимся к выставке поделок из природного материала, который заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, жёлуди, семена растений и др.
Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок из него положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала даёт возможность детям взглянуть на мир глазами созидателя.
И пусть созданные им картины, панно пока ещё не очень совершенны, но они приносят много радости и творческого удовлетворения.
Так у нас появились забавный змей из сухой ветки, крокодил Гена и Чебурашка, Баба Яга и избушка на курьих ножках.
Свои впечатления от экскурсий, прогулок ребята выражали и в своих рисунках. Они изображали то, что им больше всего понравилось. Всё это повысило интерес детей к наблюдениям, заставило ещё раз, теперь уже мысленно, побывать в знакомых местах.
Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, я использую различные модели календарей наблюдений.
Например, в средней группе - круговую диаграмму. Каждый сектор окрашен в определё нный цвет: жёлтый - осень, белый - зима, зелёный - весна, красный - лето.
На этом "волшебном круге" отмечаем те приметы сезона, которые наблюдали дети. В круговой диаграмме сделаны кармашки, надрезы, куда помещаются символы, значки, обозначающие приметы каждого времени года. Знак, символ помогает ребёнку обобщать и сохранять информацию.
В старшей группе дети фиксируют наблюдения за ростом высаженных растений, за животными в календаре природы с помощью символов. В этом возрасте я развиваю у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег, дождь, град, выделяемые свойства песка, воды, утро - вечер, день - ночь и т. д., а также знакомлю с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными.
С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию. Не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста. Одно из
направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
В непосредственно образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет если…”, сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
В. А. Сухомлинский говорил о ней так: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".
Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ней.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку" сделала своими руками. Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: "Съедобное - несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Ещё с детьми мы любим, заниматься сочинением сказок, они очень помогают в развитии воображения, фантазии, мелкой моторики рук и конечно правильной речи. Сказку, знакомую детям, переделываем на свой лад, придумываем новых героев, новые поступки, приключения и заканчиваем её обязательно добром. Все высказывания детей я записываю на бумаге, потом читаю, где что нам с детьми не нравится, мы переделываем и придумываем к сказке свои рисунки. Сочинение сказок помогает сплотить коллектив детей, так как работаем вместе, выбираем самые интересные высказывания и создаём в результате свою книгу сказок.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Приёмная комната - лицо группы, к оформлению её подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.
В результате:
- дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
- у них развита высокая творческая активность;
- самостоятельность, инициативность;
- они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
- умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
- ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Надо воспитывать себя и своих детей так, чтобы не только высказываться в пользу нравственных поступков, но и хотеть, и уметь их совершать, а это уже область чувств, переживаний.
С чего начинается экологическая грамотность? С того, что появляется простое желание проследить за полётом бабочки. Наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, - а не поймать, не сорвать, не растоптать. Как жаль, что мы в отличие от древних разучились одухотворять природу
В ходе работы с детьми по данной теме, мною были выделены несколько основных правил, в основе которых заложены 2 главных чувства -
уважение к детям и восхищение природой.