Ольга Рузанова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Василий Александрович Сухомлинский.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности у дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в работах своё впечатление об окружающем его мире. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Темочки:
- Аппликации в технике квиллинг
- Квиллинг
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сейчас всё чаще педагоги используют в своей работе различные виды нетрадиционных приемов изобразительной деятельности, т. е. использование материалов, инструментов, не являющихся общепринятыми, традиционными и широко известными. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, их использовании, свойствах, способах применения. Это даёт толчок к развитию воображения и творческих замыслов.
Одним из таких видов нетрадиционных способов изобразительного творчества является квиллинг– это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги; это особое ажурное плетение и техника скручивания бумаги. В настоящее время это новый, модный, оригинальный и необычный вид рукоделия. Научиться делать работы в технике «квиллинг» своими руками может каждый желающий. С этим видом нетрадиционных способов изобразительного творчества я познакомила воспитанников своей группы. Подобрала соответствующую литературу по этой технологии.
Почему я решила выбрать именно этот способ работы с бумагой?
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском саду не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, простой и дешевый, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. И, конечно же, во время работы с бумагой у детей развивается ручная умелость, что способствует умственному развитию детей.
Сегодня я хочу познакомить вас с моим инновационным опытом, цель которого: всестороннее развитие творческих способностей детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.
Работая над темой, ставлю перед собой следующие задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинг;
обучать различным приемам работы с бумагой;
формировать умения, следовать устным инструкциям;
знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.
Развивающие :
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинг.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Чтобы заинтересовать и привлечь своих воспитанников, я показала поделки, сделанные в технике квиллинг. И как из простой полоски бумаги получаются такие великолепные вещички.
В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:
1. СЛОВЕСНЫЙ
устное изложение;
беседа;
рассказ;
2. НАГЛЯДНЫЙ
показ мультимедийных материалов;
иллюстраций;
наблюдение;
показ педагогом;
работа по образцу;
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ
выполнение работ по инструкции педагога.
Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Для решения психолого – педагогических задач использую следующие образовательные области:
познание;
коммуникация;
чтение художественной литературы;
музыка;
труд;
безопасность;
физическая культура.
социализация
Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий :
- смена динамической позы
- Релаксация
- сказкотерапия;
- Игротерапия;
- Пальчиковые игры;
- Физкультминутки.
На первых занятиях, знакомя детей с новым способом работы с бумагой, я использовала игровой прием «Как полосочку превратить в рулончик». Сначала ребята осваивали общий способ накручивания полосок в диск. Затем, по мере усложнения материала, я предлагала им творческие задачи, решение которых связано с созданием образов. Например, можно превратить этот диск в «спиральку», если немного его распустить. Предлагаю детям поэкспериментировать со «спиралькой» : можно немного смять одну сторону круга - получается форма «капельки». Если круг смять с обеих сторон, то получается форма «глаза». Предлагаю детям сложить из этих форм цветок.
Сам процесс скручивания так же является увлекательным действием, насыщающим жизнь ребенка в детском саду игровыми приемами. Сама включаюсь в игру, задаю вопросы. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
Работа с квиллингом занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому необходимо проводить физкультурные минутки, а самое главное на моих занятиях я уделяю внимание смене динамической позы. Я использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, в которых взаимодействуют в едином творческом пространстве и искусство, и художественное слово, и пластика рук.
На прогулке и в повседневных ситуациях, обращаю внимание детей на необычные явления и предметы (цветы, снег, лужица, пушистое белое облако, фрукты, овощи, посуду и др.). Все увиденное мы стараемся воплотить в своих работах.
Но никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использую следующие формы:
- анкетирование
- консультации
- совместные работы на открытых занятиях
- мастер - класс
- совместное создание предметно развивающей среды.
Некоторые родители сами загорелись искусством бумагокручения и совместно со своими детьми дома проводят творческие вечера.
Дети дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия в технике квиллинга, несмотря на то, что на начальном этапе обучения процесс бумагокручения кажется довольно сложным. Но уже после выполнения нескольких работ ребенок достаточно легко справляется с накручиванием бумажной полоски на инструмент и увлекается превращением заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения. Для самостоятельной деятельности детей я изготовила альбом.
Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ. Для успешной организации занятий по обучению художественной технике квиллинг необходимо учитывать возрастные особенности детей : прежде всего, надо позаботиться о том, чтобы поделка была практически значима для ребенка и он мог ее использовать в качестве сувенира или игрушки.
Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.
Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Занятие «Квиллинг»
Цель: освоение одного из видов бумагопластики – квиллинга.
Задачи.
Обучающая:
• сформировать представление о новом виде бумагопластики – квиллинге;
• освоить основные элементы и приемы выполнения квиллинга;
• формировать у обучающихся навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук;
развивающая :
• развивать у обучающихся творческое воображение и мышление;
• развивать способность к творчеству и интерес к предмету;
воспитывающая:
• воспитывать у обучающихся аккуратность и собранность при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, умение работать в коллективе;
• учить детей понимать прекрасное.
Методическое оснащение учебного занятия:
• плакаты,
• образцы объектов труда,
• инструкционные карты.
Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки.
• Презентация Microsoft Office Power Point
Методы обучения.
Репродуктивный метод (Рассказ, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ трудовых приемов, самостоятельная работа, форма организации деятельности (работа в малых группах, индивидуальная работа, презентация своих работ).
Продуктивный метод (частично-поисковый (творческая работа детей).
Тип учебного занятия: формирование новых знаний и умений творческое применение их на практике.
План учебного занятия:
1. Организационный этап.
2. Основной этап.
3. Итоговый этап.
4. Информационный.
Ход учебного занятия
1. Организационный этап:
Приветствие
2. Основной этап:
1. Подготовка к усвоению нового содержания (мотивация и принятие цели деятельности) (Приложение 1).
Кроссворд (Слайд 1)
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?
(Слайд 2)
2. Усвоение новых знаний, умений способов деятельности.
Знакомство с основными понятиями. Изучение нового материала.
Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.
Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
В переводе с английского - квилинг "птичье перо". В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручениявозникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.
Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.
Инструмент для квиллинга представляет собой пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Можно и самим сделать подобный инструмент. А некоторые так и вообще обходятся обычной зубочисткой. Мы в своей работе будем использовать стержень для шариковой ручки, на конце которой сделана прорезь.
Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие, полоски могут быть и чуть шире (до 7 мм).
Клей. Используется для приклеивания деталей на основу. Лучше всего использовать клей ПВА.
Зубочистка. Используется для нанесения клея.
Трафарет с окружностями. Для контроля размера кругов.
В квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причем на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды. (Слайд 3)
Различны как формы квиллинга так и созданные образы в данной технике.
(Слайд 4, 5 ,6)
3. Практическое применение новых знаний проверка понимания изученного, закрепление новых знаний.
Тренировочные упражнения по изготовлению основных элементов техники квиллинг.
Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы.
Расположите конец бумажной полоски между расщепленными концами инструмента. Начинайте скручивать полоску бумаги, пропуская ее между большим и указательным пальцами, сохраняя одинаковое натяжение. Продолжайте накручивать бумагу до конца. Потом поверните инструмент вверх ногами и снимите завитушку.
Завитушка немного раскрутится. Теперь с помощью зубочистки приклейте кончик полоски к завитушке. Клея нужно совсем чуть-чуть. Вот она, наша исходная форма – круг.
Для того чтобы элементы были одинакового размера желательно контролировать размер исходных кругов с помощью трафарета с окружностями.
А уж дальше можно начинать экспериментировать. Защипнем с одной стороны – получим каплю, защипнем и с другой стороны - получим форму глаза.
Можно придать бумаге различные двухмерные и трё хмерные формы: квадраты, овалы, звёзды, конусы, полусферы.
Для чего же можно использовать полученные капельки и листочки? Сегодня мы будем создавать образ зверюшек.
Физминутка
Пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз.
Инструктаж по технике безопасности.
Правила работы с ножницами:
• Храните ножницы в определённом месте.
• Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
• Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
Самостоятельная творческая работа.
Обучающиеся выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.
Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения детьми самостоятельной работы)
• проверка организации рабочих мест обучающихся;
• проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
• инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционо-технологической картой;
• оказание помощи слабо подготовленным обучающимся.
4. Обобщение и систематизация знаний:
А) Расположите в порядке очередности понятия (от более общего к более частному) :
Бумагопластика, ДПИ, квиллинг, бумагокручение, оригами.
Ответ: ДПИ – бумагопластика – квиллинг (бумагокручение).
5. Контроль знаний (выявление уровня и качества усвоения знаний)
Письменная работа с понятиями. (Приложение 2)
(Слайд 7)
3. Итоговый этап:
1) Подведение итогов
- Презентация выполненных работ (защита с помощью памятки, стихотворение о животном);
2) Рефлексия (самооценка действий и состояния) (Приложение 3).
- Что получилось, какие трудности вы испытывали в процессе работы?
- Довольны ли вы собой? На ваших столах лежат листочки со шкалой определения настроения и самооценки. Поработайте с ними.
4. Информационный этап:
Домашнее задание. Так как это не последнее занятие в технике квиллинг, прошу вас дома поискать и нарисовать цветы, любые какие вам нравятся. На следующем занятии мы переходим к созданию цветов в изученной технике.
Спасибо за работу!
Уборка рабочих мест.