Елена Воронович
Развитие тонкой моторики у дошкольников с ЗПР посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.
Публикация «Развитие тонкой моторики у дошкольников с ЗПР посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
На момент поступления в наше ДОУ у детей, главным образом, страдала техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявились
характерные нарушения мелкомоторных функций у детей с ЗПР:
1. С трудом переключаются с одного движения на другое: повторяют прежние движения
2. Неправильно воспроизводят пространственное направление движения:
3 Не могут одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы;
4. Отставание одной руки от другой;
5. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую.
6. Испытывают трудности с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую;
7. Нарушена дифференцировка очередности пальцев.
Также были слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умели правильно держать карандаш, кисточку, не регулировали силу нажима, затруднялись в работе с ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, и как следствие - затруднено формирование графомоторных навыков.
Таким образом, мы поставили перед собой следующие задачи:
Развитие координации, силы, точности, быстроты тонких движений, навыка выполнения действий с предметами
Развитие умелости выполнять мелкие четко дифференцированные движения
Развитие способности к согласованной манипуляции двумя руками
Развитие зрительно-моторной координации
Для коррекции мелкомоторных функций мы использовали один из близких и доступных видов работы с детьми изобразительную, художественно-продуктивную деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Но, как правило, занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изо материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Это связано с тем, что традиционные способы и техники рисования, лепки, аппликации подразумевают овладением изображения предметов тонкими движениями. Для детей с ЗПР эта методика является сложной. В итоге - эстетически плохо выполненная работа и потерянный к данной деятельности интерес. Это побудило нас заняться проблемой развития мелкой моторики у старших дошкольников через использование нетрадиционных техник на занятиях по изодеятельности.
Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря быстроте и относительной простоте получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.
В связи с этим, мы на занятиях по изобразительной деятельности использовали нетрадиционные техники, которые учитывали характерные особенности детей с ЗПР и способствовали более результативному обучению и развитию :
Пластилинография,
Фроттаж
Рисование смятой бумагой
Обрывная аппликация
Мозаичная техника
Аппликация бумажными шариками
Аппликация пайетками, крупой и др
Торцевание
Квиллинг
Рисование ватными палочками
Рисование с помощью шаблонов
Граттаж
А теперь немного подробнее о значении каждого вида на развитие мелкой моторики дошкольников с ЗПР.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Также полезно для развитие мелкой моторики включение в занятие лепкой использование мелких декоративных украшений (бусины, бисер, т. п.). Выкладывание изображений из жгутиков, пластилиновых шариков, что развивает у ребенка умение выполнять мелкие четко дифференцированные движения, координирует работу сенсорных систем.
Также мы использовали технику рисования фроттаж.
Фроттаж – это техника натирающих движений карандаша, с помощью которых ты переносишь структуру поверхности предметов на бумагу. Эта техника требует от ребенка умения регулировать силу нажима на мелок,происходит стимуляция тактильных ощущений, так как необходимо найти шаблон, закрытый бумагой и провести мелком в данном месте. На первых занятиях изображения получаются нечеткими, блеклыми, так как дети испытывают трудности в организации двигательного контроля. Овладение несложной техникой фроттажа позволяет ребенку создавать выразительные, яркие композиции.
Особое впечатление у детей осталось при применении техники рисования смятой бумагой.
Рисование смятой бумагой _ простой прием, упражняющий в захвате щепотью, что тоже является для детей с зпр трудностью. При рисовании бумажным комочком также формируется стабильность запястья, умение производить ритмичные движения кистью.
Работа в технике обрывной аппликации широко применяема педагогами. Обрывание и отрывание бумаги способствует формированию согласованно действовать обеими руками, достаточно сильно и точно захватывать бумагу пальцами, располагая их вплотную к контуру двух сторон. При этом дети учатся регулировать силу движения пальцев в соответствии с плотностью бумаги. Обрывание по контуру представляет большую трудность для детей с недоразвитием тонкой моторики. Более привлекательной оказалась аппликация выполненная
В мозаичной технике, овладевая которой ребята упражняются в работе ножницами, разрезая полоску бумаги на мелкие кусочки. При выкладывании изображения по контуру и внутри него у детей развиваются зрительно-моторная координация и четкость движений, а также пинцетный захват пальцами.
Интересна, но трудоёмка оказалась техника аппликации бумажными шариками
Аппликация бумажными шариками Побуждать пальчики работать – одна из важнейших задач занятий по аппликации. Скатывать шарики из бумаги – занятие монотонное и утомительное, но зато какая зарядка для детских пальчиков! Чтобы шарик получился плотным, оформленным ребенку нужно научится согласовывать силу нажима пальцев с качеством бумаги. Выкладывая шарики на силуэт изображения дети упражняют пальчики захватывать мелкий предмет «пинцетным» движением пальцев.
Аппликация пайетками, крупой развивают у ребенка функционально- мышечную умелость выполнять мелкие, четко дифференцированные движения, активизируется кожная чувствительность.
Техника торцевания предполагает большую работу для детских пальчиков. Ребенку нужно научится точно ставить карандаш на середину бумажной заготовки, что развивает координацию движений. чтобы получить «торцовку» необходимо смять бумагу щепоткой, прокатать карандаш между пальцев, то есть производить именно те движения, которые готовят руку к письму. Все эти действия не сразу даются детям – бумага сминается, карандаш рвет заготовку. Но в результате упражнений большинству ребят техника оказалась доступной, а пушистые картинки вызывают радость детей и взрослых.
Очень интересна детям современная техника квиллинг.
Техника накручивания бумажных полосок с помощью маленького инструмента (зубочистки) и моделирование из получившихся спиралек. Ребенок учится фиксировать кончик полоски на зубочистке в начале накручивания, регулировать плотность спиральки. Определенных навыков требует наклеивание конца полоски. Овладевая этими действиями у детей развиваются целенаправленные движения пальцев рук, зрительно-моторная координация, согласованные движения обеих рук, формируется общая ручная умелость.
Рисование ватными палочками Нанесение точечного рисунка на контур таким необычным способом очень нравится детям. При такой работе развивается точность движений, координированные действия глаз и рук, формируется навык ритмичного повторения однородных движений.
Рисование с помощью шаблонов широко используется не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Из готовых форм ребята выкладывают композиции, теперь осталось нанести мазки краски широкой кистью по контуру шаблона, производя движения от контура. При этой работе формируются навык удержания и изменения направления движения кисти, произвольная регуляция силы нажима.
Граттаж - техника процарапывания изображения по специально заготовленному фону. При работе в такой техники развивается способность владеть необычным для рисования инструментом. формируется навык произвольной регуляции силы нажимы, навык прекращения движения в нужной точке.
К методическим особенностям построения занятия на коррекционной группе данного вида мы отнесли:
1. авторские пальчиковые игры (массажи) непосредственно с используемым на данном занятии изо материалом;
2. преподнесение и закрепление программного материала в форме дидактических или подвижных игр;
3. обязательное использование музыки;
4. постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);
5. включение в занятия дыхательных упражнений, самомассажей (помимо пальчиковых игр, ритмических и релаксационных упражнений.
Таким образом, результатом работы явилось:
улучшение координации, силы, точности, быстроты движений,
отработка навыка выполнения действий с предметами;
повышение умелости выполнять мелкие четко дифференцированные движения;
сфорсированности способности к согласованной манипуляции двумя руками;
развитие зрительно-моторной координации.