ПОНОМАРЕВА
Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста через инжиниринг
▼ Скачать + Заказать документы
[
b]Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста, через инжиниринг. [/b]
Скажи мне - и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму.
Конфуций.
Инжиниринг как сфера человеческой деятельности существует еще с древних времен. Акрополь, Парфенон, Колизей, римские акведуки, Великая китайская стена – все эти и другие объекты являются весомым доказательством многовековой истории инжиниринга.
Публикация «Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста через инжиниринг» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2021
Термин «инжиниринг», он происходит (от америк. варианта «Engineering») «инжиниринг» как «инженерный», что означает «сооружать», «проектировать», «устраивать», «затевать», «придумывать», «изобретать»; отрасли науки, связанные с проектированием, строительством, использованием или модификацией двигателей, машин и конструкций
В настоящее время в мире, наблюдается технологическая революция, инновационные технологии стали неотьемлемой частью современного общества, и наш президент предложил вывести на более высокий уровень – инженерное образование. Но всем не секрет, что фундамент закладывается в детстве.
Термин инжиниринг в дошкольном образовании вводится в старшем дошкольном возрасте, но предшедствующий подготовительный этап начинается с самого нежного раннего возраста.
Ранней возраст мы рассматриваем по программе «Первые шаги».
Уже с раннего возрасте проводятся занятия со строительным материалом. Именно строительный конструктор является основным материалом для занятий конструированием в младшем дошкольном возрасте. Для этого в каждой группе есть такой набор. Детали строительного набора, предназначенного для малышей, обычно делают крупными и с ярко выраженными формами. Количество форм невелико: кубики, кирпичики, пластины, треугольные призмы, цилиндры. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию мышления. Предметы, игрушки и материалы должны находиться в открытом доступе, по-возможности, рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникало желание действовать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и разнообразие игрушек, обеспечивающих детям свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка. Предметы и игрушки должны быть выполнены из разного 49 материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др., имели разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировали разные виды действий.
Совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Педагог откликается на просьбу малыша о помощи, подключается к его игре, помогает преодолеть затруднения. Он может помочь ребенку правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Следует проблематизировать ребенка, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действий. Например: «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое». Взрослый поощряет действия ребенка, хвалит его.
Дети третьего года жизни могут не знать всех названий, но хорошо различают детали по форме и по размеру. На этом этапе задания по конструированию включают в себя самые элементарные действия. Малышу предлагается поставить на кубик «крышу» - получится домик. На следующем занятии можно построить двухэтажный домик, поставив один кубик на другой и украсив всю конструкцию крышей. Из нескольких пластин можно построить дорожку, а из двух-трех кубиков — кукольную мебель. Каждая постройка обязательно обыгрывается. На диванчике может посидеть кукла, а по дорожке проедет машина.
Во второй младшей группе дети делают более сложные постройки. И детали становятся разнообразными. Добавляются окна, двери. Дети строят дома и мебель с перекрытиями. Например, если поставить четыре цилиндра, а на них положить пластину — получится кровать. Трехлетки учатся использовать детали по-разному. Если поставить кирпичики не горизонтально, а вертикально, получится не дорожка, а забор. Задача взрослого на этом этапе — подсказывать детям разные способы действия с деталями. Обыграть постройку необходимо.
Начиная с младшей группы, дети конструируют и из бумаги, и из природного материала. Как правило, такие поделки они делают с помощью взрослых, поскольку только осваивают несложные способы работы с этими материалами.
Ребенку четырех лет уже можно дать конструктор с более сложными креплениями. Это может быть, например, несложный набор из металлических деталей, которые скрепляются винтами. Занятия со строительным материалом продолжаются. Материал берется как крупный, так и мелкий. Детям понятны и коллективные работы. Каждый может построить домик для своей игрушки. Но можно сделать всем вместе и красивый город. Расширяется и спектр приемов, которые использует педагог. Если в первой и второй младших группах основными методическими приемами были образец и показ, то дети четырех лет уже могут создавать несложные постройки по картинке. Таким образом они учатся соотносить плоскостное и объемное изображения. Сначала картинки должны быть предельно реалистичными. Это могут быть хорошо и понятно выполненные рисунки или фотографии.
В подготовительной группе вводится понятие как инжиниринг. Дети не особое значение приобретает конструирование из бумаги и природного материала. Дети уже достаточно хорошо владеют приемами работы с самыми разными материалами. Поэтому большое внимание уделяется развитию воображения и фантазии. Конструирование по замыслу проводится значительно чаще, чем в младших группах. Оригами, бумажная пластика, изготовление поделок из желудей, веточек, шишек — все это доступно детям 6-7 лет. Природный материал можно собрать вместе с детьми на прогулке или попросить родителей его принести. Довольно часто педагог дает задание сделать поделки вместе с родителями дома. В детском саду можно устраивать целые выставки детских работ.
Меняется и методика обучения. Больше внимания уделяется словесным приемам, а если постройка создается по плоскостному изображению — можно использовать не только рисунок или фотографию, но и схему. (пример) В старшем дошкольном возрасте дети делают поделки не только для игры, но и для украшения группы или дома. В группе всегда должны быть не только кубики, подготовленная бумага и природный материал, но и различные коробки, бутылки из-под шампуня, пластмассовые баночки, трубочки для коктейля, кусочки ткани для того, чтобы дети могли конструировать и в свободное от занятий время.
На занятиях по инжинирингу у детей развиваются логическое, инженерное мышление, проектирование, моделирование, пространственное воображение, художественный вкус, мелкая моторика. Именно поэтому педагоги уделяют такое внимание этому виду изобразительного творчества и организуют его не только на занятиях, но и в часы, отведенные для свободной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для развития у ребенка задатков инженерного мышления необходимы соблюдать все этапы от раннего возраста, где ребенок знакомится с игрушкой, до старшего дошкольного возраста когда он уже не просто собирает конструктор, а моделирует и планирует свои действия и даже может их изобразить на бумаге.