Получи документы

Развитие тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения через дидактические игры

Наталья Анисимова
Развитие тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы

Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Публикация «Развитие тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения через дидактические игры» размещена в разделах

Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.

Одной из задач учителя-дефектолога на коррекционных занятиях является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Замечательным и очень мощным приемом развития тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения являются игры в тактильном рукаве и работа с тактильными лабиринтами.

Предлагаю игры на развитие тактильного восприятия с использованием тактильных рукавов :

• узнавание геометрических фигур на ощупь

1. «Найди фигуру»

Цель: активизация тактильных ощущений, развитие умения различать фигуры на ощупь

Оснащение: тактильные рукава, набор геометрических фигур из линолеума, для каждого ребенка один рукав, один набор геометрических фигур

Ход игры : педагог называет детям одну из фигур и просит найти ее в тактильном рукаве.

2. «Раскрась картинку»

Цель: активизация тактильных ощущений, развитие умения различать фигуры на ощупь.

Оснащение: тактильные рукава, геометрические фигуры из набора Блоки Дьенеша, для каждого ребенка один рукав, один набор геометрических фигур

Ход игры : дети ищут фигуры в тактильном рукаве в соответствии с рисунком, соотнося их по форме и величине.

3. «Найди фигуру и ее домик»

Цель: активизация тактильных ощущений, развитие умения различать фигуры на ощупь.

Оснащение: тактильные рукава, геометрические фигуры из набора Блоки Дьенеша, для каждого ребенка один рукав, один набор геометрических фигур

Ход игры : Педагог называет детям расположение фигуры на карточке, используя пространственные предлоги или наречия. Дети находят фигуру сначала на карточке, а затем в тактильном рукаве. Усложнение: дифференцировка фигур по двум, трем признакам.

• узнавание величины предметов на ощупь

1. «Определи размер предмета»

Цель: развитие тактильных ощущений, умения определить величину предмета на ощупь

Оснащение: тактильные рукава на каждого ребенка, квадраты разной величины (бусинки, палочки Кюизенера и др.)

Ход игры : Дети находят предмет определенной величины по инструкции педагога.

2. «Разложи по порядку"

Цель: активизация тактильных ощущений, развитие умения различать предметы по величине

Оснащение: тактильные рукава, 3-5 предметов разного размера (бусинки, палочки Кюизенера и др.) на каждого ребенка

Ход игры : Детям предлагается разложить предметы на столе по мере их увеличения или уменьшения.

3. «Найди меня»

Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать плоскостное изображение той или иной фигуры на ощупь.

Оснащение: тактильные рукава, наборы плоскостных изображений.

Ход игры : 1 вариант. Детям предлагается найти на ощупь целое или неполное плоскостное изображение в соответствии с образцом.

2 вариант. Ребенку предлагается неполное предметное изображение (например, кошка с хвостиком, но без ушек). Необходимо найти на ощупь второе неполное предметное изображение (кошка с ушками, но без хвостика, чтобы получилось целостное изображение.

Игры с использованием тактильных лабиринтов

Цель: развитие пространственного мышления, тактильных ощущений.

Тактильный лабиринт представляет собой два отрезка ткани, сшитых между собой. Внутри находится любой предмет, который необходимо передвинуть по дорожкам лабиринта.

Опыт работы с тактильными лабиринтами показал, что данные игры способствуют не только развитию тактильной чувствительности у детей с нарушениями зрения, но и развитию сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения через дидактические игры
Опубликовано: 1 февраля 2020 в 22:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Анисимова (УИ 650119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД