Наталья Анисимова
Развитие тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.
Публикация «Развитие тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.
Одной из задач учителя-дефектолога на коррекционных занятиях является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Замечательным и очень мощным приемом развития тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения являются игры в тактильном рукаве и работа с тактильными лабиринтами.
Предлагаю игры на развитие тактильного восприятия с использованием тактильных рукавов :
• узнавание геометрических фигур на ощупь
1. «Найди фигуру»
Цель: активизация тактильных ощущений, развитие умения различать фигуры на ощупь
Оснащение: тактильные рукава, набор геометрических фигур из линолеума, для каждого ребенка один рукав, один набор геометрических фигур
Ход игры : педагог называет детям одну из фигур и просит найти ее в тактильном рукаве.
2. «Раскрась картинку»
Цель: активизация тактильных ощущений, развитие умения различать фигуры на ощупь.
Оснащение: тактильные рукава, геометрические фигуры из набора Блоки Дьенеша, для каждого ребенка один рукав, один набор геометрических фигур
Ход игры : дети ищут фигуры в тактильном рукаве в соответствии с рисунком, соотнося их по форме и величине.
3. «Найди фигуру и ее домик»
Цель: активизация тактильных ощущений, развитие умения различать фигуры на ощупь.
Оснащение: тактильные рукава, геометрические фигуры из набора Блоки Дьенеша, для каждого ребенка один рукав, один набор геометрических фигур
Ход игры : Педагог называет детям расположение фигуры на карточке, используя пространственные предлоги или наречия. Дети находят фигуру сначала на карточке, а затем в тактильном рукаве. Усложнение: дифференцировка фигур по двум, трем признакам.
• узнавание величины предметов на ощупь
1. «Определи размер предмета»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения определить величину предмета на ощупь
Оснащение: тактильные рукава на каждого ребенка, квадраты разной величины (бусинки, палочки Кюизенера и др.)
Ход игры : Дети находят предмет определенной величины по инструкции педагога.
2. «Разложи по порядку"
Цель: активизация тактильных ощущений, развитие умения различать предметы по величине
Оснащение: тактильные рукава, 3-5 предметов разного размера (бусинки, палочки Кюизенера и др.) на каждого ребенка
Ход игры : Детям предлагается разложить предметы на столе по мере их увеличения или уменьшения.
3. «Найди меня»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать плоскостное изображение той или иной фигуры на ощупь.
Оснащение: тактильные рукава, наборы плоскостных изображений.
Ход игры : 1 вариант. Детям предлагается найти на ощупь целое или неполное плоскостное изображение в соответствии с образцом.
2 вариант. Ребенку предлагается неполное предметное изображение (например, кошка с хвостиком, но без ушек). Необходимо найти на ощупь второе неполное предметное изображение (кошка с ушками, но без хвостика, чтобы получилось целостное изображение.
Игры с использованием тактильных лабиринтов
Цель: развитие пространственного мышления, тактильных ощущений.
Тактильный лабиринт представляет собой два отрезка ткани, сшитых между собой. Внутри находится любой предмет, который необходимо передвинуть по дорожкам лабиринта.
Опыт работы с тактильными лабиринтами показал, что данные игры способствуют не только развитию тактильной чувствительности у детей с нарушениями зрения, но и развитию сложно координированных движений пальцев и кистей рук.