Ольга Волкова
Развитие сюжетно-ролевой игры, как одной из форм реализации ФГОС до. Педагогический совет
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет 31.01.2019г.
«Развитие сюжетно-ролевой игры, как одной из форм реализации ФГОС ДО»
Цель:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2. Повышать методический уровень
3. Способствовать творческому поиску педагогов.
Подготовка к педсовету.
1. В методическом кабинете организовать выставку методической литературы по организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.
2. Провести контроль за организацией сюжетно-ролевой игры.
Публикация «Развитие сюжетно-ролевой игры, как одной из форм реализации ФГОС ДО, Педагогический совет» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
3. Провести беседу с детьми. Цель: выявить отношение детей к сюжетно-ролевой игре, их предпочтения в выборе тематики игры.
4. Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей в режимные моменты.
6. Подготовить памятку для воспитателей по организации игровой деятельности детей.
Повестка дня:
1. О выполнении решений предыдущего педагогического совета
2. О сюжетно-ролевой игре, как одном из путей повышения качества образования при реализации ФГОС ДО»
3. О результатах проверки «Результативность работы по развитию сюжетно-ролевых играх, как средства формирования ключевых компетенций дошкольников.
4. О методическом аспекте организации сюжетно-ролевой игры. «Интеллектуальная игра «Заморочки из бочки», «Телефон доверия»
5. Работа в группах по разработке плана мероприятий по внедрению рекомендаций, прописанных в справке по итогам контрольной деятельности
6. Выступление представителей групп, обсуждение.
7. Решение педагогического совета.
Ход педсовета
1. Старший воспитатель: Открывая педсовет на тему : «Развитие сюжетно-ролевой игры, как одной из форм реализации ФГОС ДО», по сложившейся традиции, начнём с анализа решений предыдущего педсовета на тему. Решения были все сняты с контроля, так как приняты к исполнению.
Переходим к заседанию педагогического совета. Прошу ознакомиться в повесткой. Есть предложения по изменению повестки? Тогда приступаем.
2. О сюжетно-ролевой игре, как одном из путей повышения качества образования при реализации ФГОС ДО
Сегодняшний педагогический совет мне хочется начать словами известного педагога В. А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
С этим высказыванием никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков – разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно.
Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми; у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.
В ФГОС ДО игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает «…на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам». Самый лучший способ достижения данного ориентира – это сюжетно-ролевая игра.
Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста. Из всех видов детской игры наиболее значимой является сюжетно-ролевая игра, как особая форма удовлетворения его потребности занять определенное место в окружающем мире. Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, в чем мы смогли убедиться после проведённой беседы с детьми и наблюдения самостоятельной игровой деятельности детей в режимных моментах.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
Вместе с тем, это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений:
- непонимание взрослыми важности игры;
- отсутствие безопасного пространства для игры, соответствующей предметной среды, поддерживающей игру;
- давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;
- полное отсутствие игры в школе;
- жестокое программирование свободного времени детей;
- технологизация и коммерциализация детской игры.
Главная причина - право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГОС ДО вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Как эти и другие вопросы решаются в нашем дошкольном учреждении в настоящее время мы узнаем из справки по результатам контрольной деятельности.
3. О результатах проверки «Результативность работы по развитию сюжетно-ролевых играх, как средства формирования ключевых компетенций дошкольников. (Копия справки прилагается к протоколу)
4. О методическом аспекте организации сюжетно-ролевой игры Интеллектуальная игра «Заморочки из бочки». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос).
Вопросы к обсуждению:
- В чём заключается развивающий характер сюжетно-ролевой игры? (требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер : это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации; это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на ихвоспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
- Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие (средние) дошкольники. (в младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр»
- Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? (в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т. е. всё зависит от игровых предпочтений детей)
- Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т. д.)
- На какие группы делятся приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные)
-Какие приёмы руководства относятся к первой группе? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т. д.
- Какие приёмы руководства относятся ко второй группе? (дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов, просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т. д.
- Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)
- Допустима ли в игре регламентация и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил
При организации, руководстве и проведению сюжетно – ролевых игр большинство из вас сталкивалось с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся в деловой игре «Телефон доверия». Ситуации, которые чаще всего начинающих педагогов ставят в тупик. Сейчас вы зададите друг другу вопросы-ситуации от лица начинающего педагога.
Примерные вопросы — ситуации:
• Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить?
• Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками, при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать, мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место.
• Как-то раз в соседней группе я наблюдала, как дети с интересом играли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Мне захотелось, чтобы и мои дети играли в эту игру. Я сделала атрибуты к игре: клетки, вольеры, подобрала животных. Но игра не получилась. Мне приходилось все время подсказывать, что делать дальше. Объясните, пожалуйста, что я сделала не так?
• Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками. Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками, в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек.
• Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию?
5. Работа в группах по разработке плана мероприятий по внедрению рекомендаций, прописанных в справке по итогам контрольной деятельности
Старший воспитатель: Завершая педагогический совет, позвольте вручить вам памятку «Полезные советы по организации игровой деятельности детей», которая, я надеюсь, поможет вам в вашей работе.
Проект решения педсовета :
1. Принять к сведению информацию.
2. Информацию принять к сведению. Активизировать работу с родителями по данному направлению развития детей. Срок: постоянно.
3. Рекомендации, прописанные в справке принять и реализовать в установленные сроки.
3.1. Подготовить фотоотчёт в форме стенгазет по итогам организации сюжетно-ролевой игры и организовать выставку стенгазет для родителей «Игра – королева детства» Срок до 15.02.2019г.
3.2. Провести День открытых дверей для родителей на тему: «Мы играем целый день, целый день играть не лень!» Срок: февраль 2019г. ; Ответственные: старший воспитатель, воспитатели групп.
4. Информацию принять к сведению. Организовывать сюжетно-ролевую игру в соответствии с методикой.
5. Составленный план работы принять и приступить к реализации с 01.02.2019г.