Елена Короленко
Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Веселый автобус»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Веселый автобус» в младшей группе
Задачи:
Формировать умения:
1. Принимать на себя роль и обозначать ее для партнера.
2. Осуществлять специфические для роли условные предметные действия.
3. Развертывать специфическое ролевое взаимодействие -ролевой диалог.
4. Изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров.
Публикация «Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры „Веселый автобус“» размещена в разделах
- Автобус. Сюжетно-ролевые игры в пассажиров
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Общественный транспорт. Автобус
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
5. Менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.
6. Реализовать специфические ролевые действия, направленные на партнера -игрушку, развертывать партнёрское ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером -сверстником.
7. Развивать игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы.
Методика руководства игрой.
1. Совместная игра воспитателя с ребенком «Наш веселый автобус» (на 7 – 10 мин.)
Воспитатель начинает игру одна. Достает заранее приготовленную сумку с «кондукторскими принадлежностями», надевает яркую жилетку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «кондуктора» : «Я кондуктор. Буду продавать билеты на автобус. Веселый автобус повезет нас в лес на пикник. В моей сумке много билетов. Кто хочет поехать с нами? Кого еще мы возьмем с собой? Приготовьте денежки-монетки для покупки билета. Подходите ко мне по очереди и покупайте билеты. (продает каждому по билету). Теперь занимаем места в веселом автобусе».
(1 минута).
Воспитатель подзывает к себе одного ребенка и предлагает ему роль: «Коля, давай ты будешь водителем веселого автобуса. Ты умеешь рулить? Знаешь сигналы светофора? Знаешь веселую песенку «Мы едем, едем, едем?» Эту песню должны петь все пассажиры автобуса вместе с водителем и кондуктором». А я буду кондуктором автобуса и буду продавать пассажирам билеты».
Воспитатель спрашивает ребенка: «Коля, ты кто?». Ребенок называет свою роль, а воспитатель называет свою роль: «Я кондуктор, продаю билеты».
Воспитатель меняется с ребенком ролями: «Коля, теперь ты будешь продавать билеты. Надевай жилетку и бери сумочку кондуктора». Теперь ребенок продает билеты, а воспитатель спрашивает: «Коля, ты кто?». Ребенок называет свою роль, а воспитатель называет свою: «Я водитель веселого автобуса. Собираемся в лес».
Воспитатель снова меняет роли: «Коля, теперь давай, как будто ты пассажир и собираешься ехать в лес на пикник. Сейчас мы все отправимся в поездку».
Воспитатель снова спрашивает ребенка: «Коля, ты кто?». Ребенок называет свою роль, а воспитатель называет свою роль: «Я водитель веселого автобуса, сейчас всех повезу в лес. Кто хочет покататься на веселом автобусе? Кому хочется увидеть летний лес? Встретиться с лесными зверюшками?» Теперь нужно приобрести билеты на наш веселый автобус у кондуктора».
Воспитатель вовлекает в игру второго ребенка. Он становится кондуктором. Замыкает детей в ролевой связке, т. е. помогает им распределить между собой роли: «Ты кто будешь, Коля?», «А ты кем, Рита?», «А ты кем, Саша?». Сама выходит из игры и может понаблюдать за детьми, или идет играть с другим ребенком.
2. Совместная игра воспитателя с ребенком «Мы попали в магазин» (на 7 - 10 мин.)
Воспитатель угадывает, во что играет ребенок и присоединяется к его игре. Спрашивает ребенка: «Кто ты?», и выбирает себе роль «Раз ты водитель, то я буду пассажир. А давай поедем в магазин за продуктами для пикника».
1. Ролевой диалог:
Пассажир – Будьте добры, остановите, пожалуйста, ваш веселый автобус у самого большого супермаркета. Я хочу купить продукты для пикника. Будем пить сок и отдыхать на природе!
Водитель – Хорошо.
Пассажир – Долго еще ехать?
Водитель – Уже совсем близко. А для того, чтобы быстрее приехать надо дружно спеть песенку «Мы едем, едем, едем…»
Воспитатель предлагает поменяться ролями: «А теперь давай я буду водителем, а ты пассажиром».
2. Ролевой диалог:
Водитель – Все ли вы купили для пикника? Уже пора ехать дальше!
Пассажир – Да. Спасибо.
Водитель – Занимайте ваше место и поедем дальше вместе с нашей веселой песенкой.
Пассажир – Хорошо.
Воспитатель спрашивает ребенка: «А ты кто?». Ребенок называет свою роль, а воспитатель называет свою роль: «А я водитель веселого автобуса, как хорошо мы едем на пикник».
Воспитатель вовлекает в игру второго ребенка. Замыкает детей в ролевой связке, т. е. помогает им распределить между собой роли: «Ты кто будешь?», «А ты кем?». Сама выходит из игры и может понаблюдать за детьми, или идет играть с другим ребенком.
3. Совместная игра воспитателя с ребенком «Пикник на полянке» (7- 10 мин.)
Воспитатель включает в игру троих детей, распределяет между ними роли водителя, кондуктора и пассажира. «Ребята, давайте поиграем в «Веселый автобус». Водитель и кондуктор на месте. Пассажир хочет съездить в лес на пикник вместе с водителем и кондуктором
1. Ролевой диалог:
Пассажир - Водитель! Ваш автобус довезет меня до лесной полянки? Сколько стоит билет? Во сколько отправление?
Водитель – Да, конечно, наш автобус довезет вас, куда вы захотите. Это веселый автобус и он исполняет все желания вежливых пассажиров. А сколько стоит билет вам скажет кондуктор.
Пассажир – Кондуктор, сколько стоит билет?
Кондуктор – Сегодня все билеты свободной стоимости. Каждый пассажир платит столько, сколько может.
Пассажир – Вот это здорово!
Кондуктор – Да.
Водитель – Автобус отправляется через одну минуту!
Воспитатель переходит к взаимодействию с детьми, меняя их ролями.
2. Ролевой диалог:
Водитель – До отправления веселого автобуса осталось пять минут!
Пассажир – Дорогой водитель, мой лучший друг опаздывает, не могли бы вы немного подождать с отправлением?
Водитель – Я могу подождать. Но нужно еще спросить у кондуктора.
Пассажир – Да. Кондуктор, не могли бы вы немного подождать моего лучшего друга? Мы вместе хотели ехать на пикник, но он опаздывает.
Кондуктор – Хорошо, договорились. Только вы должны заранее купить билеты.
Пассажир – Хорошо!
Воспитатель вовлекает в игру четверых детей. Замыкает их в ролевой связке, т. е. помогает им распределить между собой роли: «Ты, Настя, будешь пассажиром», «А ты, Костя, будешь водителем веселого автобуса», «Ты, Петя, кондуктором», «А ты, Леночка – опаздывающим другом». Предлагает им совершить поездку в лес на пикник на веселом автобусе».
Сама выходит из игры и может понаблюдать за детьми, или идет играть с другим ребенком.
4. Совместная игра воспитателя с ребенком по содержанию мультфильма «Паровозик из Ромашково» (с целью обогащения содержания сюжетно – ролевой игры «Поездка в летний лес»)
Воспитатель берет на себя роль главного героя.
Воспитатель вбегает в группу со словами: «Здравствуйте, ребята! Я – паровозик из Ромашкова, приехал к вам из мультфильма и приглашаю в веселое сказочное путешествие на летнюю лесную полянку! Со мной в путешествие могут отправиться добрые герои русских народных сказок. Знаете таких героев? Кто героя назовет – тот на праздник попадет! Эй, герой, не зевай, свою сказку вспоминай! И билетик получай!»
Паровозик по очереди подъезжает к детям и сажает добрых сказочных героев, назвавших и себя и свою сказку в вагончик.
Подъезжая к ребенку, он спрашивает: «А ты кто? А из какой сказки?». Далее идет импровизация: ребенок берет себе любую роль, а воспитатель подстраивает диалог.
В конце игры все приезжают на сказочную поляну, устраивают пикник, водят хоровод, поют песню, отправляются в обратный путь.