Ольга Наулайнен
Педагогический совет «Сюжетно — ролевая игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Сюжетно – ролевая игра как одно из условий формирования положительных взаимоотношений и нравственных качеств воспитанников в рамках внедрения ФГОС ДО»
Форма проведения: Деловая игра
Аннотация: педагогический совет направлен на актуализацию проблемы формирования положительных взаимоотношений и нравственных качеств воспитанников в условиях сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности.
Публикация «Педагогический совет „Сюжетно — ролевая игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Цель: совершенствование системы работы по формированию положительных взаимоотношений и нравственных качеств воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством организации сюжетно – ролевой игры в рамках внедрения ФГОС ДО
Задачи:
• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешного формирования положительных взаимоотношений и нравственных качеств воспитанников с ОВЗ.
• Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевой игры.
Предварительная работа:
• Организация и проведение семинаров для педагогического коллектива по проблемам:
- Значение игры, в жизни дошкольника.
- Историческое происхождение игры. Социальная природа игры.
- Онтогенез игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Классификация детских игр. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника.
- Педагогические технологии руководства игрой дошкольника в детском саду.
- Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.
- Организация сюжетно-ролевой игры в младшем возрасте.
- Организация сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте.
- Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
• Организация и проведение семинаров - практикумов для педагогического коллектива по проблемам:
- Ролевые игры. Самостоятельные и организованные.
- Игры в заданном ключе.
- Игры и игровые этюды.
• Презентация развивающей среды.
• Организация и проведение недели сюжетно – ролевых игр «Давайте поиграем!» (открытые просмотры сюжетно-ролевых игр).
• Тематический контроль «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании положительных взаимоотношений и нравственных качеств у детей с ОВЗ»
План подготовки педсовета:
1. Изучение педагогами теоретических и практических материалов по проблеме сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО.
2. Подготовка выступлений и материалов для проведения педсовета.
3. Подготовка вопросов для рефлексии педагогов.
План педсовета
1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета (зам. зав. по ВМР).
2. Вступительное слово «Педагогическое сопровождение игровой деятельностью дошкольников» (старший воспитатель).
3. Итоги тематического контроля «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании положительных взаимоотношений и нравственных качеств у детей с ОВЗ» (зам. зав. по ВМР).
4. Деловая игра (старший воспитатель).
5. Рефлексия (старший воспитатель).
6. Принятие решения (зам. зав. по ВМР).
Ход педагогического совета
1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета (справка - зам. зав. по ВМР).
2. «Педагогическое сопровождение игровой деятельностью дошкольников» (выступление - старший воспитатель).
3. Итоги тематического контроля «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании положительных взаимоотношений и нравственных качеств у детей с ОВЗ» (справка - зам. зав. по ВМР).
4. Деловая игра (старший воспитатель).
1. Экспресс-опрос
• Перечислите предпосылки сюжетно - ролевой игры. (ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная)
• Назовите этапы становления сюжетно - ролевой игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)
• Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д. Б. Эльконину)
• Назовите компоненты сюжетно - ролевой игры (сюжет, содержание, роль)
• Назовите наиболее известных авторов - ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)
• Определите на каком этапе развития игры находятся дети:
- Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом с друг другом.
- Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.
- Ссорятся из-за игрушки, каждый тянет ее к себе.
- С увлечением играют в путешествия.
• В каком международном документе зафиксировано право на игру? (Конвенция о правах ребенка, ст. 31)
• Какие психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно - ролевой игры? (внимание, память, мышление)
• Назовите сюжетно - ролевые игры с производственным сюжетом («Магазин», «Поликлиника», «Кафе», «Школа», «Парикмахерская», «Автосервис» и т. д., общественно-политическим сюжетом («В войну», В индейцев», «В митинг», «В выборы», «В спасателей» и т. д.)
• Творческий характер игры определяется наличием? (замысла)
Педагогам предлагается разделиться на 2 подгруппы для дальнейшей работы.
2. Конкурс «Знатоки программы».
Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.
- Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. (от 1,5 до 3,5 лет)
- Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником. (от 3 до 4 лет)
- Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. (от 4 до 5 лет)
- Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением. (от 5 до 7 лет)
3. Найти пути решения проблемы
(педагогические задачи)
1 ситуация:
Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».
Вопросы: Как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
2 ситуация:
Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели.
Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.
4. Конфликтные ситуации, возникающие между детьми в ходе игр и пути их разрешения
1. Из-за атрибутики и игровой деятельности.
Следует обеспечить достаточное количество атрибутики, привлекательное оформление и интересное содержание игровых уголков.
Во время игры в «Больницу» сразу несколько детей хотят выполнять роль врача, назревает ссора.
Какой должна быть реакция воспитателя?
2. В процессе общения.
Ребенок все время выполняет в играх ведущую роль.
Каким образом дать возможность выполнить эту роль другим детям?
5. Синквейн
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме, предлагаем вам написать синквейн по игре вообще или по сегодняшнему мероприятию.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Например:
Игра
детская веселая
играют, общаются, веселятся
то, без чего дети не могут развиваться
времяпровождение
В группах педагоги выполняют задание – составить синквейн к слову игра.
5. Рефлексия (старший воспитатель).
6. Принятие решения (старший воспитатель).
- Признать работу педагогического коллектива по организации условий, направленных на формирование положительных взаимоотношений и нравственных качеств воспитанников посредством организации сюжетно-ролевой игры в рамках внедрения ФГОС ДО хорошей.
- Продолжить работу по созданию развивающей среды для организации сюжетно-ролевых игр, насыщенной разнообразными материалами, атрибутами и оборудованием для обыгрывания воспитанниками различных сюжетов - постоянно.
- Необходимо направить усилия педагогического коллектива на систематическое использование методов и приемов, направленных на организацию совместной с педагогом (взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель игровой культуры) и самостоятельной игры детей (используют все доступные средства, свободно объединяются и взаимодействуют с друг другом) – постоянно.