Барышникова Татьяна Петровна
Развитие связной речи у дошкольников через использование приёмов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Барышникова Татьяна Петровна
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их налёту»
К. Д. Ушинский
Формирование речи в дошкольном возрасте является одной из острых проблем нашего времени.
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников через использование приёмов мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
• Несформированность грамматического строя речи
• Нарушение звукопроизношения.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Связная речь – это развернутое, логически выдержанное, грамотное, последовательное изложение своих мыслей. Одним из простых и очень действенных приёмов улучшения связной речи ребенка является обучение детей, с применением приёмов мнемотехники.
Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особенности данного метода - применение не изображения предметов, а символов, которые должны быть максимально приближены к речевому материалу.
Таким образом, через символ легко воспроизводится информация. В качестве символов - заместителей используются : предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры. Основное правило: изображения должны быть простыми и понятными детям. Мнемотехникой можно заниматься с младшего дошкольного возраста, но продуктивнее вводить ее в занятия с 4-5-летними детьми, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Для детей старшего дошкольного возраста желательно использовать контурные изображения без цвета, чтобы не отвлекать внимание от символических изображений.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи :
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихотворений.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов на лексические темы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
-последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
«Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна» .
Важно подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Таким образом, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Список использованной литературы
1. Нимаева Х. Д. Использование приемов мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2019г. - № 12.
2. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.
3. Разживина Н. В. Использование мнемотехники в развитии речи детей (из опыта работы) // В сборнике: Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвещается 100 - летию РГУ имени С. А. Есенина. – 2015. – С. 292 - 296