Александра Едемская
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Для этого в работе можно использовать нетрадиционные формы общения с родителями.
Темочки:
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
Нетрадиционные формы работы можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.
1. Информационно-аналитические формы работы.
Их цель- Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.
Формы проведения общения:
-анкеты ("Благополучие ребенка в ДОУ», «Интересы и увлечения ребенка»)
-индивидуальные беседы
- «Почтовый ящик» в письмах можно будет задать любой вопрос, поделиться проблемой, либо поделиться полезной информацией, либо поблагодарить, пожелать, поздравить, предложить и многое другое. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам.
2. Познавательные формы работы
Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Формы проведения общения:
- семинары-практикумы,
«Семинар – практикум»
На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
-педагогическая гостиная,
-консультации в нетрадиционной форме,
-родительские собрания в нетрадиционной форме.
«Душевный разговор»
Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.).
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.
«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
Игры для проведения родительских собраний.
Игра «Связующая нить».
Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его: «Я очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и говорит соседу справа.
Игра «Попадания».
С детьми заранее была проведена беседа, и ответы детей были записаны на магнитофон: Что ты любишь делать? Твое любимое блюдо? Любимая сказка? и т. д. На собрании родителям были предложены те же вопросы: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая игра. Родители письменно давали ответы, а затем сравнивали свои ответы с ответами детей. Таким образом, родители сами делали вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.
3. Досуговые формы работы.
Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.
-праздники, в которых родители принимают участие
-совместные досуги и развлечения для детей и родителей, например, такие как Спортивный праздник, «Зимние забавы», «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам».
- экскурсии.
-выставки совместного творчества, выставки по проектной деятельности (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями, совместные проекты (Приуроченные к Дню Победы, рассказ о своем родственнике, по темам недели «Животные разных стран», «Животные в лесу»). Семейный фото-стенд, фото-выставка. Выставки семейных коллекций.
-мастер-класс. Для родителей показывает педагог или родители показывают дети («Роспись козулей»)
-спектакли. Городские конкурсы творчества. (Ставили постановку сказки Теремок, где родители принимали участие в составление образов, а затем дети участвовали в конкурсе)
-благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать.
4. Наглядно-информационные формы работы.
Цель: Знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей Дни открытых дверей группы. Где родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. А позже возможно привлекать родителей к проведению занятий (рассказ о теме недели,провести опыты). После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.
Выпуск газет, Прайс-листы.
Стен-газета отражает тему недели, месяца. Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию, сделать его красочным и привлекающим внимание.
Прайс-листы.
Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка, в соответствии с возрастом.
Интернет - страничка для родителей
Участие ИКТ в работе воспитателя с родителями активизирует и улучшает образовательный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Такой опыт был во время пандемии. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, чат. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте воспитателя, страничке в социальных сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото и видео материалами.