Елена Стукан
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»
Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В речи реализуется основная, коммуникативная функция языка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. В посвященных развитию речи исследованиях Е. И. Техеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной и др. отмечается, что умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога. В связи с этим, большое значение приобретает своевременная и методически грамотно организованная работа по развитию речи. От степени сформированности умения и навыков речи зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им знаний необходимых в школе. В этом заключается актуальность моего опыта.
Слайд 2 Цель моей работы : «Выяснить влияние дидактических игр на процесс развития речи детей дошкольного возраста»
Слайд 3 Для достижения цели определила следующие задачи:
1. Формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
2. Обогащать словарный запас детей;
3. Воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Слайд 4 Новизна: ребенок должен освоить не только нормы и правила родного языка, но и умел их гибко применять в конкретных ситуациях.
По этой теме работаю 3- год. Начала работу с младшей группы
Я работаю по основной общеобразовательной программе МБДОУ, использую дополнительно элементы программы под редакцией Ушаковой О. С. «Программа развития речи дошкольников» и ее методические разработки «Придумай слово», пособие «Развитие речи в детском саду» В. В. Гербовой.
В начале моей работы было проведено обследование по методике Безруковой О. А и Каленковой О. Н. «Методика определения речевого развития детей дошкольного возраста» детей младшей группы с целью выявления уровня развития речи детей
Анализ обследования показал :
-дети были пассивны в ходе бесед, при составлении ответов нуждались в постоянной помощи воспитателя.
Слайд 5 Все дидактические игры делятся на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно печатные;
-словесные игры.
Слайд 6 Я использую игры с предметами. Например :«Чудесный мешочек». В младшем возрасте в ходе игры дети учатся определять, что это за предмет по характерным внешним признакам (по форме и цвету). Данная игра подходит для детей начиная с 3-х летнего возраста, когда они уже могут говорить и называть одним словом предмет и ответить на вопрос «Кто?» или «Что?» Смысл игры очень прост : необходимо опустив руку в мешочек, наощупь взять предмет и назвать его, в конце игры я предлагаю детям выбрать игрушку для игры с ней.
В среднем возрасте предлагала описать игрушку или предмет, которую они достанут из «Чудесного мешочка», используя распространенные предложения их 2-3 слов. Для этого предлагала детям наводящие вопросы (какого цвета? Размера?; из какого материала сделана игрушка или предмет.) Если ребенок описывает животное, можно задать дополнительный вопрос: «Где живет? Что оно делает?»
Моя задача в данном возрасте была подготовить к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов.
В старшем возрасте предлагаю составить рассказ об этом предмете или игрушке. Перед детьми ставлю цель «описать его так, чтобы другие дети отгадали этот предмет».
Слайд 7 Значительное место в развитии речи детей дошкольного возраста занимают настольно-печатные игры. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и т. д. Самое простое задание в игре "Парные картинки" я предлагая детям младшего возраста. Найти среди разных картинок две совершенно одинаковые, внешне ничем не отличающиеся: две шапочки (одинаковые по цвету или по форме, две куклы. Когда дети находят картинки, я задаю вопрос : «Что ты нашел? Какого цвета?»
В дальнейшем в средней группе задание усложняла. Предлагала детям объединить картинки по смыслу: например,найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
В старшем возрасте требуется обобщение, установление связей между предметами. В игре "Четвертый лишний" закрепляются обобщающие понятия : продукты питания, дикие и домашние животные, мебель, насекомые. Ребенок должен найти предмет, который лишний. Объяснить, почему он лишний. Описать этот предмет. Например: на карточке лишний- воробей, потому что это птица, а пчела, бабочка и жук -это насекомые. Слайд 8 Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Подбор игр я осуществляю по возрастам в зависимости от их дидактической нагрузки, т. е. с учетом усложнений их по дидактическому содержанию.
В младшем возрасте я проводила игры с мячом. Например: в игре "один-много" я называла овощ в единственном числе и бросала мяч ребенку. Ребенок называл его во множественном числе и возвращал мяч мне. (огурец- огурцы, помидор- помидоры и т. д.)
В среднем возрасте моя задача состояла в том, чтобы научить детей составлять предложения из 2-3 слов. Например в игре:" Волшебный кубик". По очереди передавала детям кубик с предметными картинками. Ребенок внимательно рассматривал их, и не показывая другим, описывал изображенное, 2-3 предложениями, так старательно, чтобы товарищи обязательно догадались, что изображено на картинке.
В старшем возрасте продолжаю работу, усложнив вариант игры "Волшебный кубик", использую сюжетные картинки, по которым дети составляют рассказы.
Все игры закрепляю в режимных моментах для того, чтобы дети применяли в конкретных ситуациях. Об этом и говорится в новизне моего опыта.
Слайд 9 Поняв, что знаний детей недостаточно в этом году я организовала кружок по развитию речи, который называется «Говорушки» .Кружок посещают все дети группы. Работа направлена на повышение качества речевого развития дошкольников. На занятиях кружка учатся составлять рассказы, истории, проявляют свое творчество. Дети охотно вступают в диалог со взрослыми и сверстниками. У большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжет игры, активно включаться в игру, уметь договариваться. У малоактивных детей стал появляться интерес к дидактическим играм. Результатом деятельности была небольшая инсценировка, которую дети показали на Новогоднем утреннике. У детей развивается связная речь, интонационная выразительность речи. Так же детям дается возможность свободно выбрать речевую деятельность, почувствовать себя всезнайками.
Слайд 10 С целью активизации самостоятельной деятельности детей в группе создана предметно-пространственная развивающая среда по развитию речи ребенка. В нашей группе есть речевой уголок, где находятся сюжетные и предметные картинки для составления рассказов, дидактические игры, настольно печатные игры, иллюстрации по темам, библиотека художественных произведений, кукольный, пальчиковый и настольный театры для разыгрывания небольших сюжетов. Данный уголок привлекает детей своей доступностью. Каждый раз, когда выкладываю новую игру, задаю вопрос: «Что изменилось». Этот сюрпризный момент привлекает внимание детей. У детей развивается активность, любознательность, обогащается словарь и развивается речь.
Слайд 11 Добиваться результатов в работе мне помог и тесный контакт с родителями. На собраниях рассказывала о значении игры в жизни дошкольника, посоветовала, какие игрушки надо покупать детям младшего и старшего возраста; чем занять ребенка в выходные дни, как оборудовать игровой уголок дома. Так же для работы с родителями в группе имеется информация в виде папок передвижек, методическая литература с описанием игр по развитию речи, провожу беседы и консультации по теме: "Развитие речи дошкольников в играх", "Игра ребенка в жизни вашей семьи", " Роль речи в развитии ребенка дошкольного возраста".
Ведется рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.
Я организовала в своей группе «Домашнюю игротеку»
Цель игротеки: изготовление дидактических игр руками родителей и детей. Изготовленные игры приносят в сад и обмениваются ими, чтобы поиграть дома.
Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.
Слайд 12 Опираясь на опыт работы, провела консультации с воспитателями «Развитие речи детей в игре», «Дидактические игры в развитии речи детей», которая дала возможность воспитателям увидеть важность и пути развития речи. Рекомендовала воспитателям использовать в работе интегрированные занятия, построенные на принципе от простого к сложному, можно соединить три звена развития речи детей : обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, используя дидактические игры.
Слайд 13 В начале и в конце каждого учебного года провожу обследование детей. Сделав обследование видны положительные результаты. Исходя из поставленной цели, делаю вывод, что правильно подобранные и организованные игры оказывают огромное влияние в развитии детей.
2016-2017г младшая группа
Начало года
Низ. уровень 18,5%
Средний уровень 63%
Высокий уровень 18,5%
Конец года
Низ. 12,5%
Сред. 62,5%
Выс. 25%
2017-2018г средняя группа
Начало года
Низ. Ур. 17%
Сред. ур. 54,5 %
Выс. ур 28%
Конец года
Низ. 12,5%
Сред. 50%
Выс. 37,5%
2018-2019 г. Старшая группа
Начало года
Низ. Ур. 17,5%
Сред. Ур. 65%
Выс. ур. 17,5%
Слайд 14 Вывод:
Таким образом, работая по развитию речи у детей, я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом. В дошкольном возрасте очень важно развивать коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы дети были адаптированы к жизни в социуме, всегда могли найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Поэтому я буду продолжать работу по этому направлению в подготовительно к школе группе. Так как дидактическая игра очень нравится детям, их польза еще и в том, что при освоении ребенком старшего дошкольного возраста монологической речи происходит преемственность школы и ДОУ.