МААМ-картинки

Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Федотова
Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве – это овладение родной речью. Как и в ФГОС, так и в нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является одним из главных направлений. Ведь речь – это не только средство общения. Речь- это орудие мышления, творческий носитель памяти и информации. Речь – это многообразная деятельность. Другими словами, овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольника. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической.

Публикация «Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность : говорение и восприятие. Поэтому очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей : для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение заменяет компьютер и телевидение. И эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. У многих детей нарушено звукопроизношение, лексико-грамматический строй и другие стороны речи.

Детям очень трудно составить описательный рассказ даже при помощи взрослых. Трудность возникает при ответах на вопросы: дети не дают развернутых ответов, отвечают односложно. А также при изложении повествования нарушают логическую последовательность. Поэтому наряду с поиском современных моделей развития связной речи мы обратились к лучшим образцам народной педагогики, к сказке.

Сказка – есть наиболее универсальный комплексный метод в работе с детьми. Сказка – это образность языка, его метофоричность, психологическая завершенность. Дети всегда готовы играть в сказки. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее и полноценнее, радует других своим оптимизмом.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познает мир умом и сердцем, выражает своё отношение к добру и злу.

Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать и анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанными с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль особенно звуковой диалог ставит перед необходимостью ясно и чётко изъясняться, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Дошкольник начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь заметно пополняется. Любимые герои становятся образцами для подражания.

За время своей работы мы столкнулись с тем, что многие из детей в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, робость, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У детей отмечен недостаток творчества и выдумки. Как правило, такие дети не могут себя занять в свободное время, словарный запас их ограничен и беден, речь эмоционально не выразительна, планирование высказываний затруднено, в речи используют короткие и простые предложения. Мы считаем, что эмоционально раскрепостить ребёнка, снять зажатость, развить связную речь можно через театральную деятельность. Поэтому мы решили создать теневой театр – самый загадочный и необычный для восприятия детей. Дошкольники с увлечением участвуют в такой игре.

Для организации нам потребовался экран с натянутым пергаментом, фонарь, картонные фигурки чёрного цвета, которые изготавливают дети самостоятельно.

Работа проводится в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе работы необходимо создать условия для театральной деятельности : изготовить экран, сделать картонные фигурки. И это даёт возможность каждому ребенку принять участие в театральной деятельности и решить несколько сопутствующих задач. А именно: действуя с различными картинками у ребёнка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному эффективному развитию речи. Развитие творческих способностей содействует эстетическому воспитанию, развивает ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Работа строится по принципу усложнения. На занятиях развития речи берутся знакомые детям сказки, с простым сюжетом. Это русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».

Подготовка включает в себя:

*выразительное чтение литературного произведения;

* знакомство с инценировкой: о чём она, какие события и герои в ней главные;

* знакомство с героями инсценировки: где они живут, какова их внешность, как выглядит их дом, одежда, манера поведения;

*художественное описание места, проходимого действия инсценировки: лес, дом;

Анализ событий, которые описаны в произведениях, формирует у детей интерес к ней и веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, принимая на себя определенную роль.

*распределение ролей и работа над ролью, составление словесного портрета героя;

* работа над текстом: почему герой так говорит, о чём он в данный момент думает;

* работа над сценической выразительностью;

*работа над характером роли;

* работа над согласованностью движений с речью, интонацией, мимикой и характером роли.

На основном этапе собственно процесс детского творчества. Происходит показ русских народных сказок своим товарищам, где дети меняются ролями. На заключительном этапе, после того, как дети овладеют навыками драматизации, они показывают сказки детям всех возрастных групп и родителям.

Работа над театрализацией сказки способствует развитию всех психических процессов. Заучивание слов способствует развитию памяти, расширение словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, выразительности речи. При наличии добрых зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества будут очень необходимы в школе.

Можно сделать вывод: театральная деятельность играет важную роль в развитии связной речи : увеличение словарного запаса, улучшение интонационной выразительности речи, развитие монологической и диалогической речи, а также развиваются творческие возможности: дети учатся адекватно оценивать свои возможности и возможности сверстников, повышается познавательная активность детей. Театральная деятельность создает более комфортные условия пребывания детей в детском саду. Наблюдения за детьми показывают, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением, участвуя в игре-драматизации у детей повышается эмоциональная комфортность.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2021 в 21:26
+89Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федотова (УИ 469290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД