Ольга Федотова
Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве – это овладение родной речью. Как и в ФГОС, так и в нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является одним из главных направлений. Ведь речь – это не только средство общения. Речь- это орудие мышления, творческий носитель памяти и информации. Речь – это многообразная деятельность. Другими словами, овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольника. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической.
Публикация «Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность : говорение и восприятие. Поэтому очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей : для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение заменяет компьютер и телевидение. И эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. У многих детей нарушено звукопроизношение, лексико-грамматический строй и другие стороны речи.
Детям очень трудно составить описательный рассказ даже при помощи взрослых. Трудность возникает при ответах на вопросы: дети не дают развернутых ответов, отвечают односложно. А также при изложении повествования нарушают логическую последовательность. Поэтому наряду с поиском современных моделей развития связной речи мы обратились к лучшим образцам народной педагогики, к сказке.
Сказка – есть наиболее универсальный комплексный метод в работе с детьми. Сказка – это образность языка, его метофоричность, психологическая завершенность. Дети всегда готовы играть в сказки. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее и полноценнее, радует других своим оптимизмом.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познает мир умом и сердцем, выражает своё отношение к добру и злу.
Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать и анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанными с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль особенно звуковой диалог ставит перед необходимостью ясно и чётко изъясняться, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Дошкольник начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь заметно пополняется. Любимые герои становятся образцами для подражания.
За время своей работы мы столкнулись с тем, что многие из детей в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, робость, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У детей отмечен недостаток творчества и выдумки. Как правило, такие дети не могут себя занять в свободное время, словарный запас их ограничен и беден, речь эмоционально не выразительна, планирование высказываний затруднено, в речи используют короткие и простые предложения. Мы считаем, что эмоционально раскрепостить ребёнка, снять зажатость, развить связную речь можно через театральную деятельность. Поэтому мы решили создать теневой театр – самый загадочный и необычный для восприятия детей. Дошкольники с увлечением участвуют в такой игре.
Для организации нам потребовался экран с натянутым пергаментом, фонарь, картонные фигурки чёрного цвета, которые изготавливают дети самостоятельно.
Работа проводится в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе работы необходимо создать условия для театральной деятельности : изготовить экран, сделать картонные фигурки. И это даёт возможность каждому ребенку принять участие в театральной деятельности и решить несколько сопутствующих задач. А именно: действуя с различными картинками у ребёнка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному эффективному развитию речи. Развитие творческих способностей содействует эстетическому воспитанию, развивает ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Работа строится по принципу усложнения. На занятиях развития речи берутся знакомые детям сказки, с простым сюжетом. Это русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».
Подготовка включает в себя:
*выразительное чтение литературного произведения;
* знакомство с инценировкой: о чём она, какие события и герои в ней главные;
* знакомство с героями инсценировки: где они живут, какова их внешность, как выглядит их дом, одежда, манера поведения;
*художественное описание места, проходимого действия инсценировки: лес, дом;
Анализ событий, которые описаны в произведениях, формирует у детей интерес к ней и веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, принимая на себя определенную роль.
*распределение ролей и работа над ролью, составление словесного портрета героя;
* работа над текстом: почему герой так говорит, о чём он в данный момент думает;
* работа над сценической выразительностью;
*работа над характером роли;
* работа над согласованностью движений с речью, интонацией, мимикой и характером роли.
На основном этапе собственно процесс детского творчества. Происходит показ русских народных сказок своим товарищам, где дети меняются ролями. На заключительном этапе, после того, как дети овладеют навыками драматизации, они показывают сказки детям всех возрастных групп и родителям.
Работа над театрализацией сказки способствует развитию всех психических процессов. Заучивание слов способствует развитию памяти, расширение словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, выразительности речи. При наличии добрых зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества будут очень необходимы в школе.
Можно сделать вывод: театральная деятельность играет важную роль в развитии связной речи : увеличение словарного запаса, улучшение интонационной выразительности речи, развитие монологической и диалогической речи, а также развиваются творческие возможности: дети учатся адекватно оценивать свои возможности и возможности сверстников, повышается познавательная активность детей. Театральная деятельность создает более комфортные условия пребывания детей в детском саду. Наблюдения за детьми показывают, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением, участвуя в игре-драматизации у детей повышается эмоциональная комфортность.