Приложение МААМ

Развитие связной речи дошкольников посредством речевых игр и элементов технологии ТРИЗ

Богославец Светлана
Развитие связной речи дошкольников посредством речевых игр и элементов технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Метод каталога. Технология ТРИЗ.

Цель метода:

*Построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий) в единую сюжетную линию.

*Формирование умения составлять сказочный текст по модели. В которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место действия

Публикация «Развитие связной речи дошкольников посредством речевых игр и элементов технологии ТРИЗ» размещена в разделах

Применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.

Как вариант «метода каталога» я использую пособие «Говорящие кубики», случайный выбор подсказывают кубики. На кубиках нарисованы картинки: герой, противник, событие, волшебный предмет, помощник, испытание

,локация, финал. Пособие помогает развивать фантазию, воображение, логику, способность последовательно рассказывать свою сказку. Игра имеет 3 варианта. В варианте для детей от 3 лет используются только 4 кубика. В варианте для детей от 5 лет задействованы все 8 кубиков. Вариант для 2-4 игроков усложняется тем, что каждому из игроков придётся не только запоминать, но и пересказывать историю соперников.

Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Применение метода «Каталога» способствует обучению детей творческому рассказыванию. Заключается в свободном поиске и случайной «примерке» новых обстоятельств для заданной ситуации. Стимулирует креативное мышление, воображение, новаторские навыки. При помощи и активном поощрении воспитателя дошкольники, включаясь в игру, все более свободно фантазируют, выдавая идеи и преодолевая психологические барьеры стеснения и неуверенности.

Метод Каталога можно использовать в работе с детьми начиная с 3-3,5 лет. С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки, картинки – объекты для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов. Для составления сказок с детьми старшего возраста используют тексты.

Работа по составлению текстов сказочного содержания строится по двум направлениям.

-Игры и творческие задания

-Составление моделей сказок

-Игры и творческие задания

«Назови героя» Цель: Учить объединять героев по заданному признаку;

«Действия героя» Цель: Учить перечислять все возможные действия героя,проводить аналогии в действиях героев разных сказок;

«Волшебник» Цель: учить наделять фантастическими свойствами реальные предметы:

«Где- то, кто-то» Цель: учить детей представлять объект в каком – либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания;

«Парад волшебников» Цель: учить преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени;

«Сказочные слова» Цель: учить перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку;

«В какой сказке» Цель: учить находить сказочные тексты, которые

бы учили какому-либо жизненному правилу.

Применяя метод Каталога, мы используем моделирование сказок

*Обучаем дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели.

* Предлагаем детям нескольких карточек с уже готовым схематичным изображением героев.

Составляем коллаж из сказок, с этой целью

*Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок

* Знакомые герои в новых обстоятельствах

* Сказка от стишка

Для поддержания интереса к сочинительству

«Собираем» сюжет в быстром темпе.

Эмоционально реагируем на каждый «найденный ответ» (удивление, ужас, радость)

Используем приемы драматизации

Алгоритм построения сказки по методу Каталога

1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) :

2. Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?»

3. Взрослый открывает книгу на любой странице, предлагает ребенку указать пальчиком на…

4. Слово: «Жил-был. мяч!». Значит, история будет про мяч, который попал в беду.

5. Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице.

6. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, воспитатель переделывает слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

7. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

8. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

9. Уже в группе организуется продуктивная деятельности детей по придуманному сюжету

рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация

(запись действий сказки с помощью схем).

10. Через некоторое время можно предложить кому-нибудь

из детей вспомнить вопросы, по которым составляли сказочный

текст, и пересказать сказку.

И первая сказка будет для детей 3 лет

Цепочка вопросов для детей 3 лет

-Жил- был…Кто?

-С кем он дружил?

-Пришел злой… Кто?

-Кто помог друзьям спастись?

Цепочка вопросов для детей 6 лет

-Жил-был добрый …Кто?

-Какой он был? (Какое добро умел делать)

-Пошел гулять, (путешествовать, за дровами, искать друзей) …Куда?

-Встретил кого злого?

-Какое зло этот отрицательный герой всем причинил?

-Был у нашего героя друг? Кто?

-Какой он был?

-Как он мог

помочь главному герою?

-Что стало со злым героем?

-Где наши друзья стали жить?

-Что стали делать?

Публикации по теме:

Внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольниковВнедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников Педагогический совет №2 Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Развитие творческого мышления дошкольников посредством игр ТРИЗ. Круги ЛуллияРазвитие творческого мышления дошкольников посредством игр ТРИЗ. Круги Луллия Немного предыстории: Раймонд Луллий (жил в 13-14 вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольников посредством речевых игр и элементов технологии ТРИЗ
Опубликовано: 7 ноября 2024 в 02:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи дошкольников посредством речевых игр и элементов технологии ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Богославец Светлана (УИ 1773583) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД