Богославец Светлана
Развитие связной речи дошкольников посредством речевых игр и элементов технологии ТРИЗ. Метод каталога
Метод каталога. Технология ТРИЗ.
Цель метода:
*Построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий) в единую сюжетную линию.
*Формирование умения составлять сказочный текст по модели. В которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место действия
Применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.
Как вариант «метода каталога» я использую пособие «Говорящие кубики», случайный выбор подсказывают кубики. На кубиках нарисованы картинки: герой, противник, событие, волшебный предмет, помощник, испытание
,локация, финал. Пособие помогает развивать фантазию, воображение, логику, способность последовательно рассказывать свою сказку. Игра имеет 3 варианта. В варианте для детей от 3 лет используются только 4 кубика. В варианте для детей от 5 лет задействованы все 8 кубиков. Вариант для 2-4 игроков усложняется тем, что каждому из игроков придётся не только запоминать, но и пересказывать историю соперников.
Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.
Применение метода «Каталога» способствует обучению детей творческому рассказыванию. Заключается в свободном поиске и случайной «примерке» новых обстоятельств для заданной ситуации. Стимулирует креативное мышление, воображение, новаторские навыки. При помощи и активном поощрении воспитателя дошкольники, включаясь в игру, все более свободно фантазируют, выдавая идеи и преодолевая психологические барьеры стеснения и неуверенности.
Метод Каталога можно использовать в работе с детьми начиная с 3-3,5 лет. С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки, картинки – объекты для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов. Для составления сказок с детьми старшего возраста используют тексты.
Работа по составлению текстов сказочного содержания строится по двум направлениям.
-Игры и творческие задания
-Составление моделей сказок
-Игры и творческие задания
«Назови героя» Цель: Учить объединять героев по заданному признаку;
«Действия героя» Цель: Учить перечислять все возможные действия героя,проводить аналогии в действиях героев разных сказок;
«Волшебник» Цель: учить наделять фантастическими свойствами реальные предметы:
«Где- то, кто-то» Цель: учить детей представлять объект в каком – либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания;
«Парад волшебников» Цель: учить преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени;
«Сказочные слова» Цель: учить перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку;
«В какой сказке» Цель: учить находить сказочные тексты, которые
бы учили какому-либо жизненному правилу.
Применяя метод Каталога, мы используем моделирование сказок
*Обучаем дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели.
* Предлагаем детям нескольких карточек с уже готовым схематичным изображением героев.
Составляем коллаж из сказок, с этой целью
*Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок
* Знакомые герои в новых обстоятельствах
* Сказка от стишка
Для поддержания интереса к сочинительству
«Собираем» сюжет в быстром темпе.
Эмоционально реагируем на каждый «найденный ответ» (удивление, ужас, радость)
Используем приемы драматизации
Алгоритм построения сказки по методу Каталога
1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю):
2. Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?»
3. Взрослый открывает книгу на любой странице, предлагает ребенку указать пальчиком на…
4. Слово: «Жил-был. мяч!». Значит, история будет про мяч, который попал в беду.
5. Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице.
6. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, воспитатель переделывает слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
7. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
8. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
9. Уже в группе организуется продуктивная деятельности детей по придуманному сюжету
рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация
(запись действий сказки с помощью схем).
10. Через некоторое время можно предложить кому-нибудь
из детей вспомнить вопросы, по которым составляли сказочный
текст, и пересказать сказку.
И первая сказка будет для детей 3 лет
Цепочка вопросов для детей 3 лет
-Жил- был…Кто?
-С кем он дружил?
-Пришел злой… Кто?
-Кто помог друзьям спастись?
Цепочка вопросов для детей 6 лет
-Жил-был добрый …Кто?
-Какой он был? (Какое добро умел делать)
-Пошел гулять, (путешествовать, за дровами, искать друзей) …Куда?
-Встретил кого злого?
-Какое зло этот отрицательный герой всем причинил?
-Был у нашего героя друг? Кто?
-Какой он был?
-Как он мог
помочь главному герою?
-Что стало со злым героем?
-Где наши друзья стали жить?
-Что стали делать?