Получи документы

Развитие связной речи дошкольников посредством речевых игр и элементов технологии ТРИЗ. Метод каталога

Богославец Светлана
Развитие связной речи дошкольников посредством речевых игр и элементов технологии ТРИЗ. Метод каталога

Метод каталога. Технология ТРИЗ.

Цель метода:

*Построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий) в единую сюжетную линию.

*Формирование умения составлять сказочный текст по модели. В которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место действия

Применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.

Как вариант «метода каталога» я использую пособие «Говорящие кубики», случайный выбор подсказывают кубики. На кубиках нарисованы картинки: герой, противник, событие, волшебный предмет, помощник, испытание

,локация, финал. Пособие помогает развивать фантазию, воображение, логику, способность последовательно рассказывать свою сказку. Игра имеет 3 варианта. В варианте для детей от 3 лет используются только 4 кубика. В варианте для детей от 5 лет задействованы все 8 кубиков. Вариант для 2-4 игроков усложняется тем, что каждому из игроков придётся не только запоминать, но и пересказывать историю соперников.

Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Применение метода «Каталога» способствует обучению детей творческому рассказыванию. Заключается в свободном поиске и случайной «примерке» новых обстоятельств для заданной ситуации. Стимулирует креативное мышление, воображение, новаторские навыки. При помощи и активном поощрении воспитателя дошкольники, включаясь в игру, все более свободно фантазируют, выдавая идеи и преодолевая психологические барьеры стеснения и неуверенности.

Метод Каталога можно использовать в работе с детьми начиная с 3-3,5 лет. С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки, картинки – объекты для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов. Для составления сказок с детьми старшего возраста используют тексты.

Работа по составлению текстов сказочного содержания строится по двум направлениям.

-Игры и творческие задания

-Составление моделей сказок

-Игры и творческие задания

«Назови героя» Цель: Учить объединять героев по заданному признаку;

«Действия героя» Цель: Учить перечислять все возможные действия героя,проводить аналогии в действиях героев разных сказок;

«Волшебник» Цель: учить наделять фантастическими свойствами реальные предметы:

«Где- то, кто-то» Цель: учить детей представлять объект в каком – либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания;

«Парад волшебников» Цель: учить преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени;

«Сказочные слова» Цель: учить перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку;

«В какой сказке» Цель: учить находить сказочные тексты, которые

бы учили какому-либо жизненному правилу.

Применяя метод Каталога, мы используем моделирование сказок

*Обучаем дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели.

* Предлагаем детям нескольких карточек с уже готовым схематичным изображением героев.

Составляем коллаж из сказок, с этой целью

*Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок

* Знакомые герои в новых обстоятельствах

* Сказка от стишка

Для поддержания интереса к сочинительству

«Собираем» сюжет в быстром темпе.

Эмоционально реагируем на каждый «найденный ответ» (удивление, ужас, радость)

Используем приемы драматизации

Алгоритм построения сказки по методу Каталога

1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю):

2. Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?»

3. Взрослый открывает книгу на любой странице, предлагает ребенку указать пальчиком на…

4. Слово: «Жил-был. мяч!». Значит, история будет про мяч, который попал в беду.

5. Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице.

6. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, воспитатель переделывает слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

7. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

8. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

9. Уже в группе организуется продуктивная деятельности детей по придуманному сюжету

рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация

(запись действий сказки с помощью схем).

10. Через некоторое время можно предложить кому-нибудь

из детей вспомнить вопросы, по которым составляли сказочный

текст, и пересказать сказку.

И первая сказка будет для детей 3 лет

Цепочка вопросов для детей 3 лет

-Жил- был…Кто?

-С кем он дружил?

-Пришел злой… Кто?

-Кто помог друзьям спастись?

Цепочка вопросов для детей 6 лет

-Жил-был добрый …Кто?

-Какой он был? (Какое добро умел делать)

-Пошел гулять, (путешествовать, за дровами, искать друзей) …Куда?

-Встретил кого злого?

-Какое зло этот отрицательный герой всем причинил?

-Был у нашего героя друг? Кто?

-Какой он был?

-Как он мог

помочь главному герою?

-Что стало со злым героем?

-Где наши друзья стали жить?

-Что стали делать?

Публикации по теме:

Внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольниковВнедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников Педагогический совет №2 Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Развитие творческого мышления дошкольников посредством игр ТРИЗ. Круги ЛуллияРазвитие творческого мышления дошкольников посредством игр ТРИЗ. Круги Луллия Немного предыстории: Раймонд Луллий (жил в 13-14 вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольников посредством речевых игр и элементов технологии ТРИЗ. Метод каталога
Опубликовано: 7 ноября 2024 в 02:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи дошкольников посредством речевых игр и элементов технологии ТРИЗ. Метод каталога» (включая файлы) размещена пользователем Богославец Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД